Attachment theory
-
Теория привязанности
- Разработана Джоном Боулби
- Постулирует важность ранних связей между младенцами и их опекунами
- Описывает, как младенцы формируют близкие отношения с опекунами для выживания и развития
-
Основные аспекты теории
- Младенцы стремятся к близости с опекунами, особенно в стрессовых ситуациях
- Безопасные привязанности формируются при чувствительности и отзывчивости опекунов
- Дети используют опекунов как безопасную базу для исследования мира
-
Развитие теории
- Мэри Эйнсворт расширила теорию, введя понятие «безопасной базы» и выделив типы привязанности
- В 1980-х теория была расширена на взрослые отношения
- Теория интегрировала концепции из различных областей, включая эволюционную биологию и когнитивную психологию
-
Критика и влияние
- Теория подвергалась критике за темперамент и социальную сложность
- Несмотря на критику, основные концепции теории широко приняты и влияют на терапевтические практики и социальные политики
-
Привязанность
- Привязанность означает эмоциональную связь между индивидом и опекуном
- В отношениях между детьми и опекунами привязанность основана на потребности ребенка в безопасности
- Привязанность важна для выживания и генетического воспроизводства
-
Поведение и развитие
- Младенцы формируют привязанности к опекунам, которые проявляют чувствительность и отзывчивость
- Качество социального взаимодействия важнее количества времени
- Отцы могут быть важными опекунами, если обеспечивают большую часть ухода
-
Поведенческие системы
- Привязанность служит для достижения или поддержания близости с опекуном
- В первые шесть месяцев младенцы проявляют различные формы поведения для привлечения внимания
- К концу первого года младенцы демонстрируют широкий спектр привязанностей для поддержания близости
-
Принципы теории
- Привязанность является внутренней человеческой потребностью
- Регулирование эмоций и страха способствует выживанию и адаптации
- Привязанность у социальных приматов, включая людей, адаптивна и эволюционно обусловлена
-
Эволюция и адаптация
- Привязанность помогает детям чувствовать себя в безопасности в опасных ситуациях
- Привязанность к опекунам помогает детям чувствовать себя в безопасности и исследовать мир
- Теория учитывает как ранние, так и более поздние отношения в развитии ребенка
-
Теория привязанности
- Теория привязанности описывает, как дети формируют отношения с опекунами.
- Современные теории предполагают иерархию отношений, а не монотропию.
- Внутренние модели социальных отношений развиваются с опытом и помогают детям справляться с новыми социальными взаимодействиями.
-
Развитие привязанности
- Привязанность начинается с предсказуемых, врожденных поведенческих реакций в младенчестве.
- Поведение меняется с возрастом под влиянием опыта и ситуационных факторов.
- Поведение при воссоединении с опекуном зависит от истории отношений.
-
Культурные различия
- В западной культуре акцент на одиночной привязанности к матери.
- В других культурах, таких как в Израиле и Японии, дети с несколькими опекунами растут более эмоционально зрелыми.
- В Индии, где семьи состоят из нескольких поколений, дети имеют больше возможностей для привязанности.
-
Типы привязанности
- Сила привязанности не всегда отражает её качество.
- Дети с разными типами привязанности имеют разные убеждения о романтической любви.
-
Secure attachment
- Дети с безопасной привязанностью свободно исследуют мир, когда опекун рядом.
- Они часто расстраиваются при уходе опекуна и радуются его возвращению.
- Родители, которые последовательно реагируют на нужды детей, создают безопасную привязанность.
-
Anxious-ambivalent attachment
- Дети с тревожно-амбивалентной привязанностью мало исследуют мир и настороженно относятся к незнакомцам.
- Они сильно расстраиваются при уходе опекуна и проявляют гнев или беспомощность при его возвращении.
- Дети с этим типом привязанности часто имеют негативный опыт в детстве.
-
Anxious-avoidant и dismissive-avoidant attachment
- Дети с тревожно-избегающей привязанностью избегают опекуна и не проявляют эмоций при его уходе или возвращении.
- Дети с пренебрежительно-избегающей привязанностью также избегают опекуна, но с меньшей интенсивностью.
-
Классификация тревожно-избегающих младенцев
- В начале 1970-х годов младенцы, отнесенные к категории тревожно-избегающих, представляли загадку.
- Они не проявляли беспокойства при разлуке и либо игнорировали воспитателя, либо проявляли склонность сближаться и игнорировать его.
- Эйнсворт и Белл предположили, что внешне невозмутимое поведение было маской для беспокойства.
-
Поведение тревожно-избегающих младенцев
- Демонстративное избегание матери в эпизодах воссоединения.
- Ребенок не подходит к матери после воссоединения или приближается «абортивным» образом.
- Ребенок практически не проявляет поведения, способствующего поддержанию контакта.
-
Причины избегающего поведения
- Избегание связано с прошлым опытом отказа от привязанности.
- Избегание позволяет поддерживать условную близость с воспитателем.
- Избегание помогает отвлечь внимание от неудовлетворенного желания близости.
-
Неорганизованная/дезориентированная привязанность
- С 1983 года Crittenden предложила новые классификации.
- Мэри Мэйн добавила четвертую классификацию, обозначающую дезорганизованное поведение.
- Поведение включает страх, противоречивое поведение, стереотипные движения.
-
Критика и развитие классификации
- Классификация неорганизованной/дезориентированной привязанности подвергалась критике за чрезмерную обобщенность.
- Эйнсворт одобрила классификацию, но настаивала на ее открытости для подкатегорий.
- Джордж и Соломон разделили показатели дезорганизованной привязанности на стратегии отчаяния и перегрузки системы привязанности.
-
Культурные различия
- В разных культурах наблюдались отклонения от протокола поведения в странных ситуациях.
- В Японии и Северной Германии распределение классификаций привязанности отличалось.
- В Израиле высокая частота амбивалентного паттерна.
-
Поздние паттерны и динамическая модель созревания
- Разработаны методы для выражения ребенком своего душевного состояния в отношении привязанности.
- Не существует достоверных показателей привязанности в среднем детском или раннем подростковом возрасте.
- Некоторые исследования выявили дополнительные классификации привязанностей у детей старшего возраста.
-
Неорганизованное поведение и привязанность
- Неорганизованное поведение в младенчестве может привести к контролю или наказанию воспитателя.
- Это рассматривается как форма дезорганизации, так как иерархия в семье не соответствует родительскому авторитету.
-
Классификация избегающего и амбивалентного поведения
- Патриция Маккинси Криттенден разработала классификацию форм избегающего и амбивалентного поведения.
- Включает формы поведения, связанные с заботой и наказанием, а также компульсивное выполнение желаний угрожающего родителя.
-
Восприятие опасности и стратегии
- Криттенден теоретизирует, что восприятие опасности состоит из эмоций и причинно-следственных знаний.
- Стратегии типа А разделяют эмоциональную информацию, типа С — знания о доступности фигуры привязанности.
- Стратегии типа В используют оба вида информации без искажений.
-
Значение паттернов привязанности
- Исследования показывают взаимосвязь между классификациями привязанности и отношениями со сверстниками.
- Ранняя ненадежная привязанность может привести к трудностям в будущем.
- Надежная привязанность выполняет долговременную защитную функцию.
-
Гендерные различия и экологический риск
- Гендерные различия в моделях привязанности начинают проявляться в среднем детском возрасте.
- Мужчины склонны к преступному поведению из-за неадекватной ранней привязанности.
- Экологический риск может вызвать неуверенную привязанность и способствовать разработке стратегий для раннего размножения.
-
Изменения в привязанности в детстве и подростковом возрасте
- Внутренняя рабочая модель привязанности развивается с возрастом и социальным опытом.
- Поведение, связанное с привязанностью, утрачивает некоторые характеристики и приобретает возрастные тенденции.
- К среднему возрасту цель поведенческой системы привязанности меняется с близости на привязанность к другим людям.
- Система привязанности подростков рассматривается как «система регулирования безопасности».
-
Безопасность в подростковом возрасте
- Подростки находят безопасность через различные источники, такие как еда, упражнения и социальные сети.
- Физическое присутствие фигуры привязанности не обязательно для достижения безопасности.
- Подростки становятся более зрелыми и могут взаимодействовать с окружающей средой самостоятельно.
-
Влияние школы на поведение привязанности
- Перmissive школьная среда способствует положительному поведению привязанности.
- Студенты, чувствующие связь с учителями и сверстниками, менее склонны пропускать школу.
-
Различия в стилях привязанности в подростковом возрасте
- Надежные подростки больше привязаны к матери, чем к другим фигурам привязанности.
- Неуверенные подростки сильнее привязаны к сверстникам.
- Дismissing подростки считают себя основным источником привязанности.
- Preoccupied подростки считают родителей основным источником привязанности.
-
Привязанность у взрослых
- Теория привязанности была расширена на романтические отношения взрослых.
- Выделены четыре стиля привязанности: надежный, тревожно-предвзятый, избегающий и боязливый.
-
Надежный стиль привязанности
- Надежные взрослые стремятся к достижению и не боятся неудач.
- Они эмоционально регулируют свои реакции на угрозы.
- В романтических отношениях они проявляют отличные навыки разрешения конфликтов и избегают манипуляций.
-
Тревожно-предвзятый стиль привязанности
- Тревожно-предвзятые взрослые ищут высокой близости и одобрения.
- Они менее доверяют и могут проявлять эмоциональную экспрессивность.
- Их тревога мешает установлению удовлетворительных отношений.
-
Избегающий стиль привязанности
- Избегающие взрослые стремятся к независимости и избегают привязанности.
- Они подавляют свои чувства и избегают конфликтов.
- Они стремятся к самости и избегают эмоциональной близости.
-
Боязливый стиль привязанности
- Боязливые взрослые имеют смешанные чувства о близких отношениях.
- Они боятся и стремятся к эмоциональной близости одновременно.
- Они могут иметь негативный опыт в детстве и генетические факторы.
-
Оценка и измерение привязанности
- Исследуются организация и стабильность ментальных моделей привязанности.
- Изучается влияние привязанности на динамику отношений и их результаты.
- Взрослые могут иметь несколько уровней ментальных моделей привязанности.
-
Информация на разных уровнях
- Информация на разных уровнях может быть не согласована.
- Люди могут иметь разные внутренние рабочие модели для разных отношений.
-
Измерение взрослой привязанности
- Существует множество методов измерения взрослой привязанности, включая самоотчеты и интервью.
- Методы разработаны для разных целей и областей, таких как романтические, дружеские, родительские и дружеские отношения.
- Некоторые методы классифицируют состояние привязанности по детским переживаниям, другие оценивают поведение и безопасность в отношениях с родителями и сверстниками.
-
Ассоциации взрослой привязанности с другими чертами
- Взрослая привязанность связана с индивидуальными различиями в способах переживания и управления эмоциями.
- Небезопасные стили привязанности связаны с низким эмоциональным интеллектом и низкой осознанностью.
-
История
- Материнская депривация повлияла на работу Боулби.
- Боулби критиковал психоаналитические теории, считая, что они не учитывают реальные события.
- Его работы и фильмы способствовали изменениям в больничных условиях и системе ухода за детьми.
-
Формулировка теории
- Боулби стремился к новому пониманию через эволюционную биологию, этологию, детскую психологию и когнитивные науки.
- Он разработал теорию мотивации и поведения, основанную на науке, а не на психоаналитической модели.
-
Эволюция теории
- Боулби изучал работы Конрада Лоренца и других этологов.
- Он считал, что привязанность включает обучение из опыта в ограниченный возрастной период.
- Со временем стало ясно, что между теорией привязанности и импринтингом больше различий, чем сходств.
-
Психоанализ
- Психоаналитические концепции повлияли на взгляды Боулби, особенно наблюдения Анны Фрейд и Дороти Бёрлингем.
- Боулби отверг психоаналитические объяснения, считая, что привязанность — это психологическая связь, а не инстинкт.
- Он предложил несколько линий развития, зависящих от взаимодействия организма и среды.
-
Внутренняя рабочая модель
- Боулби применил идеи Кеннета Крайка о внутренней рабочей модели к привязанности.
- Эта модель позволяет людям мысленно пробовать альтернативы, используя знания из прошлого и реагируя на настоящее и будущее.
- Дети впитывают социальную информацию из социальных взаимодействий, замечая полезные и вредные поведения.
-
Развитие внутренних рабочих моделей
- Внутренние рабочие модели формируются на основе опыта и взаимодействия с caregivers.
- Безопасные сценарии позволяют использовать другого человека как безопасную базу для исследования и защиты.
- Небезопасные сценарии создают осложнения в отношениях.
-
Влияние детства на взрослые отношения
- Детские привязанности напрямую влияют на взрослые отношения.
- Качество материнских представлений связано с материнской психопатологией и может быть изменено.
-
Кибернетика и когнитивное развитие
- Кибернетика повлияла на теорию привязанности, рассматривая баланс между близостью и исследованием.
- Когнитивное развитие вызвало вопросы о постоянстве объектов в раннем возрасте.
-
Поведенческие теории
- Поведенческие теории рассматривали привязанность как результат взаимодействия с caregiver.
- Исследования показали, что чувствительность и отзывчивость родителей важны для качества привязанности.
-
Современные разработки
- В 1970-х годах акцент сместился на функции привязанности, а не на её стабильность.
- Исследования показали, что три типа привязанности (безопасная, избегающая, амбивалентная) встречаются в разных культурах.
-
Критика и новые направления
- Критики в 1990-х годах критиковали идею о влиянии наследственности на привязанность.
- Современные исследования показывают, что поведение родителей формирует стиль привязанности, хотя он может различаться в зависимости от темперамента ребенка.
- Психоаналитики и когнитивные психологи пытаются связать теорию привязанности с теорией ментальности.
-
Современные подходы
- Психоанализ признает важность раннего окружения и детских травм.
- Объектные отношения модели подчеркивают автономную потребность в отношениях.
-
Психоаналитическое исследование привязанности
- Возникновение психоаналитического подхода к изучению привязанности
- Необходимость измерения результатов вмешательств
-
Проблемы детей с плохой привязанностью
- Трудности детей с плохой историей привязанности
- Влияние детского ухода на развитие
-
Исследование румынских сирот
- Изучение влияния усыновления на развитие детей
- Оптимизм в отношении развития детей, несмотря на шокирующие условия
-
Привязанность в разных культурах
- Связь теории привязанности с западными семейными и детскими практиками
- Влияние социальных изменений на привязанность
-
Привязанность и социальные взаимодействия
- Влияние привязанности на социальные взаимодействия взрослых
- Использование теории привязанности в профилактике насилия
-
Нейробиология привязанности
- Психофизиологические исследования привязанности
- Влияние качества ухода на нервную систему
- Связь привязанности с иммунной системой
-
Привязанность и преступность
- Применение теории привязанности в криминологии
- Влияние ранних отношений на преступность
- Истоки теории привязанности в криминологии
-
Влияние детских привязанностей на насилие
- Нарушения привязанности в детстве могут привести к насилию во взрослом возрасте.
- Теория функциональной злости Bowlby утверждает, что дети сигнализируют о неудовлетворенных потребностях в привязанности через гнев.
- Перceived недостаток материнской любви и низкая самооценка также связаны с насилием.
-
Типы привязанности и насилие
- Люди с dismissive типом привязанности склонны к эмоциональному и физическому насилию.
- Люди с preoccupied типом привязанности часто совершают сексуальные преступления.
- Dismissive люди чаще нападают на взрослых женщин, а preoccupied — на детей.
-
Применение теории привязанности в пробации
- Пробационные офицеры используют теорию привязанности для понимания поведения заключенных.
- Создание безопасной базы отношений с заключенным помогает ему сформировать новые привязанности.
-
Практическое применение теории привязанности
- Теория привязанности имеет значение для социальной политики и ухода за детьми.
- Поддержка ранних детско-родительских отношений важна для психического здоровья.
- Качество детского сада влияет на формирование привязанности.
-
Политические и социальные последствия
- Законодательные инициативы должны повышать стандарты для работников детских садов.
- Корпорации должны внедрять гибкие рабочие графики для родителей.
- Теория привязанности важна для судебных процессов и усыновления.
-
Клиническая практика и профилактика
- Теория привязанности используется в клинической практике, но не так широко, как в исследованиях.
- Исследования показывают эффективность теории в лечении и профилактике детских и семейных расстройств.
- Программы направлены на улучшение отношений между детьми и опекунами.
-
Атипичные привязанности и расстройства
- Reactive attachment disorder (RAD) является признанным психиатрическим диагнозом.
-
Определение реактивного расстройства привязанности
- Реактивное расстройство привязанности (RAD) — это нарушение социальной связанности, начинающееся до пяти лет и связанное с грубым патологическим уходом.
- RAD не является описанием insecure attachment styles, а обозначает отсутствие возрастных привязанностей, напоминающих клиническое расстройство.
- RAD редко встречается в реальной жизни, но термин используется для описания поведенческих трудностей, не соответствующих критериям DSM или ICD.
-
Различия между RAD и другими терминами
- «Attachment disorder» может относиться к RAD или к insecure attachment styles, которые не являются клиническими расстройствами.
- «Attachment disorder» также используется для обозначения новых классификационных систем, предложенных теоретиками в области.
- В attachment терапии термин используется как форма невалидированного диагноза.
-
Клиническая практика и критика
- Теория привязанности обогащает понимание пациентов и терапевтических отношений, но не диктует конкретную форму лечения.
- Некоторые формы психоаналитической терапии для взрослых включают элементы теории привязанности.
- Критика теории привязанности включает утверждения о её связи с наследственностью и темпераментом, а также о её устаревании.
-
Современные исследования и критика
- Исследования показывают, что привязанность может быть разной в разных контекстах и не зависит от времени, проведенного родителями с ребенком.
- Теория привязанности фокусируется на отношениях с матерью, игнорируя другие семейные влияния.
- Теория привязанности представляет западную перспективу, игнорируя разнообразие ценностей и практик ухода в других культурах.