Модели общения

Модели коммуникации Модели коммуникации Упрощают процесс коммуникации   Описывают вербальную и невербальную коммуникацию   Помогают формулировать гипотезы и проверять прогнозы   Критика моделей […]

Модели коммуникации

  • Модели коммуникации

    • Упрощают процесс коммуникации  
    • Описывают вербальную и невербальную коммуникацию  
    • Помогают формулировать гипотезы и проверять прогнозы  
  • Критика моделей

    • Слишком просты, упускают важные аспекты  
    • Компоненты и взаимодействия представлены в виде диаграммы  
  • Основные компоненты и взаимодействия

    • Отправитель кодирует сообщение и отправляет его получателю  
    • Получатель расшифровывает сообщение и предоставляет обратную связь  
    • Шум может искажать сообщение  
  • Классификация моделей

    • Общие модели применимы ко всем формам коммуникации  
    • Специализированные модели ограничиваются конкретными формами  
    • Линейные модели описывают односторонний процесс  
    • Модели взаимодействия включают цикл обратной связи  
    • Транзакционные модели рассматривают отправку и ответ как одновременные действия  
    • Конститутивные и конструктивистские модели подчеркивают роль коммуникации в восприятии реальности  
    • Межличностные модели описывают взаимодействие с другими людьми  
    • Внутриличностные модели обсуждают общение с самим собой  
    • Модели нечеловеческой коммуникации описывают общение между биологическими видами  
  • История и развитие

    • Проблема коммуникации обсуждалась в Древней Греции  
    • Область изучения коммуникации развилась в середине 20-го века  
    • Ранние модели были линейными, позже появились модели взаимодействия  
    • С 1970-х годов предложены транзакционные модели  
  • Функции моделей

    • Помогают студентам и исследователям понять процесс коммуникации  
    • Служат руководством при формулировании гипотез и прогнозов  
    • Показывают, как улучшить коммуникацию  
  • Основные понятия

    • Отправитель, получатель, сообщение, канал, сигнал, кодирование, декодирование, шум, обратная связь, контекст  
    • Точные значения понятий различаются от модели к модели  
  • Классификации моделей

    • Общие модели описывают все формы коммуникации  
    • Специализированные модели применимы к конкретным областям  
  • Модели взаимодействия

    • Используются для описания разговоров через мгновенные сообщения  
    • Уделяют больше внимания интерактивному процессу, чем технической проблеме передачи сообщения  
    • Включают физический и психологический контексты  
  • Модели транзакций

    • Понимают отправку и ответ как одновременные процессы  
    • Подчеркивают создание смысла в процессе коммуникации  
    • Включают социальные, реляционные и культурные контексты  
  • Конститутивные и конструктивистские модели

    • Утверждают, что смысл рефлексивно конструируется в процессе коммуникации  
    • Коммуникация рассматривается как базовый социальный феномен  
    • Тесно связаны с конструкционистскими моделями  
  • Межличностное и внутриличностное общение

    • Межличностное общение: общение между двумя разными людьми  
    • Внутриличностное общение: общение с самим собой  
    • Некоторые модели включают оба типа общения  
  • Нечеловеческая коммуникация

    • Включает коммуникацию между животными и растениями  
    • Акцентирует внимание на практических аспектах коммуникации  
    • Моделируют коммуникацию как обмен информацией или манипуляцию  
  • Другие классификации моделей

    • Модели кодирования-декодирования: подчеркивают необходимость кода для передачи информации  
    • Подкожные модели: коммуникация сводится к передаче идей от отправителя к получателю  
    • Реляционные модели: подчеркивают важность взаимоотношений между коммуникаторами  
    • Модели конвергенции: целью коммуникации является достижение взаимопонимания  
    • Модели различий: подчеркивают роль гендерных и расовых различий  
  • История

    • Коммуникация изучалась с древних времен, Аристотель был одной из первых моделей  
    • Область изучения коммуникации развилась в отдельную дисциплину в 20 веке  
    • Ранние модели были линейными трансмиссионными  
  • Ранние модели коммуникации

    • Аристотель: модель из пяти элементов: говорящий, сообщение, аудитория, повод и эффект  
    • Лассуэлл: модель из пяти вопросов: «Кто?», «Что говорит?», «По какому каналу?», «Кому?» и «С каким эффектом?»  
    • Шеннон и Уивер: модель из пяти компонентов: источник, передатчик, канал, приемник и пункт назначения  
  • Критика и развитие моделей

    • Модель Лассуэлла: простота, отсутствие обсуждения шума и обратной связи, игнорирование контекстов  
    • Модель Шеннона и Уивера: односторонний процесс, упрощение коммуникации  
    • Модель Ньюкома: фокусировка на социальных отношениях, ориентация на поддержание равновесия  
    • Модель Шрамма: интерактивная модель, учет обратной связи, влияние опыта участников  
  • Современные модели

    • Модель взаимодействия: учитывает взаимодействие между участниками  
    • Модель транзакций: фокусируется на транзакциях между участниками  
    • Модель конвергенции: учитывает конвергенцию различных форм коммуникации  
  • Модель Шрамма

    • В 1970-х годах Шрамм предложил изменения в своей модели коммуникации.  
    • Основное внимание уделяется взаимоотношениям между участниками.  
    • Отношения определяют цель общения и роли участников.  
  • Модель Гербнера

    • Джордж Гербнер опубликовал модель в 1956 году.  
    • Модель основана на модели Шеннона–Уивера и модели Лассуэлла.  
    • Цель коммуникации — сообщить другому человеку о чем-то, о чем он не знает.  
    • Модель включает десять основных компонентов: восприятие события, реакция на ситуацию, передача содержания.  
    • Связь между сообщением и реальностью имеет первостепенное значение.  
  • Модель Берло

    • Модель Берло — линейная модель передачи информации.  
    • Опубликована в 1960 году.  
    • Основные компоненты: источник, сообщение, канал, приемник.  
    • Цель коммуникации — повлиять на поведение получателя.  
    • Успешная связь зависит от коммуникативных навыков, установок, знаний и социокультурной системы.  
  • Спиральная модель Дэнса

    • Модель Дэнса опубликована в 1967 году.  
    • Подчеркивает динамическую природу коммуникации.  
    • Включает цикл обратной связи и движение вперед.  
    • Коммуникация оказывает длительное воздействие на коммуникаторов.  
  • Модель Барнлунда

    • Модель Барнлунда опубликована в 1970 году.  
    • Цель — избежать неточностей более ранних моделей.  
    • Коммуникация — это создание смысла, а не производство сообщений.  
    • Коммуникация динамична и непрерывна.  
  • Циклический характер коммуникации

    • Коммуникация не имеет четкого разделения между отправителем и получателем  
    • Она необратима и сложна из-за множества факторов, влияющих на её развитие  
    • Коммуникация неповторима, так как невозможно повторить предыдущий обмен  
  • Модель Барнлунда

    • Коммуникация состоит из расшифровки сигналов и кодирования реакций  
    • Барнлунд различает публичные, приватные и поведенческие сигналы  
    • Публичные сигналы доступны всем, приватные — только одному человеку, поведенческие — под контролем коммуникаторов  
  • Влияние и критика модели

    • Модель оказала влияние благодаря инновациям и критике более ранних моделей  
    • Некоторые возражения включают, что модель не объясняет создание смысла и не одинакова полезна для всех форм коммуникации  

Полный текст статьи:

Модели общения

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх