Аль-Андалус
-
История аль-Андалуса
- Аль-Андалус был областью Пиренейского полуострова, управляемой мусульманами с 711 по 1492 годы.
- Включал различные мусульманские государства, такие как Кордовский эмират, Кордовский халифат и Гранадский эмират.
- Аль-Андалус был культурным и научным центром, где были достигнуты значительные научные достижения.
-
Завоевание и управление
- В 711 году Тарик ибн-Зияд завоевал большую часть Пиренейского полуострова под властью Омейядов.
- Аль-Андалус был разделен на пять административных единиц и управлялся из Кордовы.
- В 740 году вспыхнуло восстание берберов, которое было подавлено в 742 году.
-
Политическая раздробленность
- После падения халифата Омейядов аль-Андалус был раздроблен на государства таифа.
- В 1085 году империя Альморавидов вмешалась и передала аль-Андалус под прямое правление.
- В 13 веке северные христианские королевства одержали верх над мусульманскими государствами на юге.
-
Упадок и конец
- В 1492 году Гранадский эмират был передан католическим монархам, став последним мусульманским государством на Пиренейском полуострове.
-
Падение Нарбонны и крах Дамасского халифата
- В 759 году Нарбонна пала под натиском франков.
- Аль-Андалус был отрезан от мира в Пиренеях.
- Халифы Омейядов были отвлечены вызовом Аббасидов, что привело к краху их власти.
-
Фихриды и их правление
- Фихриды захватили власть в западных провинциях и правили почти как семейной империей.
- Фихриды приветствовали падение Омейядов и стремились к взаимопониманию с Аббасидами.
- Аббасиды отвергли их предложение, и Фихриды провозгласили независимость.
-
Омейядский эмират Кордовы
- В 755 году Абд ар-Рахман I прибыл в Испанию и завоевал Кордову.
- Абд ар-Рахман построил крупные общественные сооружения и защищал эмират от захватчиков.
- В 763 году он отразил вторжение халифата Аббасидов.
-
Правление Абд ар-Рахмана I и его преемников
- Абд ар-Рахман I правил стабильно, построил мечеть в Кордове и защищал эмират.
- Его сын Хишам I и внук Аль-Хакам I продолжили его политику.
- В 822 году Аль-Хакам умер, и ему наследовал Абд ар-Рахман II.
-
Абд ар-Рахман II и его реформы
- Абд ар-Рахман II реорганизовал бюрократический аппарат и построил множество мечетей.
- Наука и искусство процветали, многие ученые бежали из халифата Аббасидов.
- В 852 году Абд ар-Рахман II умер, оставив могущественное государство.
-
Упадок и восстановление эмирата
- Мухаммед I Кордовский правил нестабильно, его правление ознаменовалось упадком.
- Абдулла ибн Мухаммад аль-Умави правил изолированно, его власть ослабла.
- Абд ар-Рахман III подавил восстания и восстановил престиж эмирата.
-
Омейядский халифат в Кордове
- В 929 году Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом.
- Кордова стала центром искусства, медицины, науки и торговли.
- Кордовский халифат вел обширную торговлю с другими частями Средиземноморья.
-
Период Тайфы
- Кордовский халифат распался в 1031 году на ряд мини-государств.
- В 1013 году берберы разграбили Кордову, что привело к ослаблению тайф.
- Тайфы были слишком слабы, чтобы защищаться от христианских государств на севере и западе.
-
Политическая ситуация в XI веке
- Севильская Тайфа была самой могущественной и известной из тайф.
- Семья тайфа была уязвима, но обладала богатством.
- В 1080-х годах королевства Тайфа столкнулись с угрозой со стороны христианских королевств.
-
Альморавиды и Альмохады
- Альморавиды вмешались в дела тайф, но позже были свергнуты Альмохадами.
- Альмохады также завоевали аль-Андалус, но их правление было недолгим.
- В 1212 году христианские короли разгромили альмохадов.
-
Гранадский эмират
- С середины XIII по конец XV века Гранадский эмират был последним мусульманским оплотом на Пиренейском полуострове.
- Эмират был основан Мухаммедом ибн аль-Ахмаром и управлялся династией Насридов.
- Гранада была богата благодаря торговле и культурному процветанию.
-
Падение Гранады
- В 1468 году Изабелла и Фердинанд объединили Кастилию и Арагон.
- В 1482 году началась последняя война за завоевание Гранады.
- В 1492 году последний правитель Насридов сдал Гранаду католическим монархам.
-
Последствия падения Гранады
- После падения Гранады мусульмане в Кастилии были вынуждены эмигрировать или подверглись насильственному обращению.
- В 1502 году католические монархи издали указ о принудительном обращении в ислам.
- Потомки мусульман были изгнаны из Испании в 1609-1614 годах.
-
Научная деятельность в аль-Андалусе
- В аль-Андалусе велась активная научная деятельность в области медицины, астрономии, математики и агрономии.
- Ученые работали над множеством различных тем, что затрудняет их классификацию.
-
Известные ученые
- В аль-Андалусе было много известных хирургов, терапевтов и ученых-медиков.
-
Медицина в аль-Андалусе
- Аль-Захрави написал «Китаб ат-тасриф лиман аджиза ан ат-таалиф», энциклопедию по медицине, включающую главу о хирургии.
- Аль-Байтар написал «Простые лекарства и пищевые продукты», энциклопедию по медицине растений.
- Ибн Хабиб написал «Книгу арабской медицины», основанной на принципах медицины Галена.
- Семья ибн Зухр подготовила пять поколений медицинских экспертов.
-
Астрономия в аль-Андалусе
- Ибн Туфайль, Ибн Рушд и аль-Битруджи критиковали астрономию Птолемея и развивали теорию гомоцентрических сфер.
- Ибн Рушд написал краткое изложение «Альмагеста» и другие работы по астрономии.
- Ибн Хабиб написал «Книгу о звездах», включающую учения о лунных обителях и знаках зодиака.
- Маслама аль-Маджрити перевел «Планисферу» и «Альмагест» Птолемея.
- Абу Исхак Ибрагим аз-Заркали точно рассчитал движение солнечного апогея.
-
Агрономия в аль-Андалусе
- Технологические инновации в ирригационных системах обеспечивали водой города и сельское хозяйство.
- Ибн аль-Аввам написал «Книгу о сельском хозяйстве», включающую 34 главы о сельском хозяйстве и животноводстве.
- Выращивание сирийского граната и создание ботанического сада в Кордове.
-
Общество и религия в аль-Андалусе
- Общество состояло из мусульман, христиан и евреев, с этническими различиями между арабами и берберами.
- Мусульмане-неарабы считались гражданами второго сорта.
- Мулады и берберы приняли арабскую идентичность.
- Евреи работали сборщиками налогов, торговцами и врачами.
- Немусульмане платили налог «джизья» и имели статус ахль аль-зимма.
- Евреи составляли более пяти процентов населения и процветали при Абд-ар-Рахмане III и Аль-Хакаме II.
-
Преследования евреев при Альморавидах и Альмохадах
- Источники скудны, но ситуация ухудшилась после 1160 года
- Мусульманские погромы произошли в Кордове и Гранаде
- Массовые убийства зимми редки в истории ислама
-
Альмохады и их фундаменталистские взгляды
- Альмохады превзошли Альморавидов в фундаментализме
- Многие евреи и христиане эмигрировали
- Семья Маймонидов бежала на восток
-
Интеллектуальное процветание аль-Андалуса
- Грамотность была более распространена, чем в других странах Запада
- Индусско-арабская система счисления проникла в Европу через Аль-Андалус
- Омейяды стремились к интеллектуальному соперничеству с Аббасидами
-
Язык и литература
- Первоначально говорили на романских диалектах, но арабский язык распространялся
- Классический арабский стал языком администрации и литературы
- В литературе преобладали восточные традиции
-
Поэзия и музыка
- Арабо-андалузская поэзия отмечена возвышением мувашшаха
- Еврейская поэзия развивалась на иврите, созвучно с арабской
- Музыка аль-Андалуса включала поэтические формы, такие как мувашшах и харджа
-
Философия
- Халифы собирали библиотеки и покровительствовали ученым
- Аль-Мансур не одобрял науки, но после его смерти интерес к философии возродился
- Аверроэс и Ибн Туфайль оказали влияние на средневековую мысль
-
Еврейская философия и культура
- Терпимость аль-Андалуса сделала его центром еврейской интеллектуальной деятельности
- Иуда Халеви и Дунаш бен Лабрат внесли вклад в культурную жизнь
- Маймонид не проводил работ в аль-Андалусе из-за преследований
-
Искусство и архитектура
- Абд ар-Рахман I построил Великую мечеть Кордовы
- Абд ар-Рахман III начал строительство Мадинат аз-Захры
- Альмохады пристроили башню Калахорра к мосту через Гвадалквивир
- Мечеть Баб аль-Мардум в Толедо является примером небольшой мечети
- Официальные мастерские халифата производили предметы роскоши, включая шкатулки из слоновой кости
-
Искусство и культура в период Тайфы
- Дворец Альхаферия в Сарагосе и другие важные дворцы и крепости
- Великая Севильская мечеть и её минарет Хиральда
- Архитектура Альмохадов и её влияние на последующие стили
-
Архитектура Насридов
- Дворцы Альгамбра и Хенералифе в Гранаде
- Использование внутреннего двора как центрального пространства
- Декоративное оформление с изразцовой мозаикой и резной лепниной
-
Андалузское искусство после завоевания
- Мозарабское искусство в стиле Мудехар
- Примеры в церквях Толедо и других городах
- Еврейские синагоги, построенные в стиле Мудехар
-
Сельское хозяйство и продовольствие
- Арабская сельскохозяйственная революция
- Импорт продуктов питания и специй с Ближнего Востока
- Влияние арабского сельского хозяйства на испанскую кухню
-
Гомосексуальность и педерастия
- Гомосексуальность как часть эллинистической культуры
- Открытое содержание катамитов и гомосексуалистическая проституция
- Поэзия и мемуары, описывающие гомосексуальные практики
-
Рабство
- Рабство существовало как в мусульманском, так и в христианском Аль-Андалусе
- Ввоз белых рабов-христиан из христианской Испании и Восточной Европы
- Использование рабов в различных сферах, включая гаремы
-
Наследие
- Перевод горных библиотек аль-Андалуса на латынь христианскими монархами
-
Библиотеки и переводы
- Библиотеки Аль-Андалуса содержали переводы древнегреческих текстов и новые переводы, сделанные мусульманами.
- Взаимодействие с мусульманами во время крестовых походов и падение Константинополя способствовали началу эпохи Возрождения.
-
Влияние на науку и философию
- Ученые и философы, такие как Аверроэс и Аль-Захрави, вдохновляли Ренессанс.
- Их идеи известны во всем мире.
-
Искусство и архитектура
- Аль-Андалус оставил след в искусстве и архитектуре, включая кафедральный собор Кордовы, Альгамбру и Хиральду.
-
Миграция и влияние
- В результате Реконкисты многие андалузцы мигрировали в Магриб.
- «Андалусиец» стал синонимом «араба» в Магрибе.
-
Исторический контекст
- История Испании включает доисторическую Иберию, римское завоевание, латинизацию, христианские королевства и Реконкисту.
- Испания пережила множество политических и социальных изменений, включая войны, революции и диктатуры.
-
Современное состояние
- Испания продолжает развиваться, несмотря на экономические и политические трудности.
- Страна стремится к демократии и интеграции в международное сообщество.
-
Исследования и публикации
- Spoleto: Centro Italiano di studi sull’Alto Medioevo, 12. Vol. 1:149–308.
- Schorsch, Ismar, 1989. «The myth of Sephardic supremacy», The Leo Baeck Institute Yearbook 34 (1989): 47–66.
- Stavans, Ilan, 2003. The Scroll and the Cross: 1,000 Years of Jewish-Hispanic Literature. London: Routledge. ISBN 0-415-92930-X.
- Wasserstein, David J., 1995. «Jewish élites in Al-Andalus», The Jews of Medieval Islam: Community, Society and Identity, ed. Daniel Frank. Leiden: Brill. ISBN 90-04-10404-6.
-
Дополнительная информация
- Photocopy of the Ajbar Machmu’a, translated by Lafuente 1867.
- The routes of al-Andalus (from the UNESCO web site).
- The Library of Iberian Resources Online.
- Al-Andalus Chronology and Photos.
- Christian Martyrs in Muslim Spain by Kenneth Baxter Wolf.
- The Musical Legacy of Al-Andalus – historical maps, photos, and music showing the Great Mosque of Córdoba and related movements of people and culture over time.
- «Cities of Light: The Rise and Fall of Islamic Spain» (documentary film).
- Al-Andalus: the art of Islamic Spain, Scholarly essays and exhibition catalog from the Metropolitan Museum of Art (fully available online as PDF or on Google Books).
- Patricia, Countess Jellicoe, 1992, The Art of Islamic Spain, Saudi Aramco World.
- History of the Spanish Muslims, by Reinhart Dozy, in French.