Сад земных наслаждений

Сад земных наслаждений Описание триптиха Сад земных наслаждений (De tuin der lusten) — триптих Иеронимуса Босха, написанный между 1490 и […]

Сад земных наслаждений

  • Описание триптиха

    • Сад земных наслаждений (De tuin der lusten) — триптих Иеронимуса Босха, написанный между 1490 и 1510 годами.  
    • Внешние панели изображают сотворение мира, внутренние — Эдем, сад земных наслаждений и Ад.  
    • Центральная панель показывает человечество, действующее с очевидной свободой воли.  
  • Внешние панели

    • Выполнены в серо-зеленой гризайли, символизируют время до сотворения солнца и луны.  
    • Бог изображен как отец, творящий Землю по божественному повелению.  
    • Земля окружена твердью, подвешена в космосе, где обитает только Бог.  
  • Интерьер

    • Левая панель изображает момент, когда Бог представляет Еву Адаму.  
    • Адам пробуждается от сна и видит Еву, Бог благословляет их союз.  
    • Ева избегает взгляда Адама, символизируя его сексуальное возбуждение.  
    • Внешний ландшафт включает хижины, кролики, драконово дерево и экзотических животных.  
  • Центральная панель

    • Линия горизонта совпадает с линией горизонта на левом крыле.  
    • Изображен обширный «садовый» пейзаж, давший название триптиху.  
  • Описание центральной панели

    • Сад изобилует обнаженными фигурами, животными, растениями и фруктами.  
    • Место действия не похоже на рай, но и не относится к земному царству.  
    • Фантастические существа смешиваются с реальными, фрукты кажутся увеличенными.  
    • Фигурки занимаются разнообразными любовными видами спорта.  
    • В центре фона возвышается синий шар, напоминающий фруктовый стручок.  
    • Эротизм центрального кадра можно рассматривать как аллегорию духовного перехода или место растления.  
  • Фигуры и символика

    • На правой стороне переднего плана изображены волосатые фигуры, олицетворяющие дикое человечество.  
    • В пещере мужская фигура указывает на женщину, покрытую волосами.  
    • «Человек, указывающий пальцем», описывается как покровитель работы, защитник Адама или святой Иоанн Креститель.  
    • Женщина под ним лежит внутри полуцилиндрического экрана, храня тайну.  
  • Передний план и задний план

    • На переднем плане нет перспективного порядка, присутствуют гигантские утки, рыбы, птицы и люди.  
    • В бассейнах купаются мужчины и женщины, женщины украшены павлинами и фруктами.  
    • На заднем плане видны группы людей и существ в полете, символизирующие единство полов.  
  • Правая панель

    • Правая панель иллюстрирует Ад, место действия ряда картин Босха.  
    • Действие происходит ночью, естественная красота отсутствует.  
    • Нагота человеческих фигур утратила эротизм, многие пытаются прикрыть гениталии.  
    • В сцене изображены горящие города, войны, камеры пыток и демоны.  
    • На переднем плане изображены измученные фигуры, рвущие или испражняющиеся.  
    • В центре внимания сцены — «Древесный человек», поддерживаемый искривленными руками или гниющими стволами деревьев.  
  • Описание картины

    • Голова древесного человека поддерживает диск с демонами и жертвами.  
    • Туловище сделано из яичной скорлупы, ствол с шипами.  
    • Серая фигура в капюшоне взбирается по лестнице в центральное углубление.  
    • Древесный человек смотрит вдаль, его лицо выражает задумчивость и смирение.  
  • Иконографические элементы

    • Панно включает элементы ада, но Босх описывает его реалистично.  
    • Животные наказывают людей, символизируя семь смертных грехов.  
    • Гигантский монстр с птичьей головой поедает человеческие трупы.  
  • Сексуальность и похоть

    • Левая панель изображает похотливый взгляд Адама на Еву.  
    • Центральная панель предупреждает о греховных удовольствиях.  
    • Правая панель показывает наказание за грехи.  
  • Музыкальные инструменты и вожделение

    • Музыкальные инструменты символизируют вожделение.  
    • Использование музыки может быть упреком менестрелям.  
  • Датировка и происхождение

    • Датировка картины неопределенна, но обычно относится к 1503-1504 годам.  
    • Дендрохронология указывает на период между 1460 и 1466 годами.  
    • Картина была задокументирована в 1517 году.  
  • Популярность и копии

    • Картина была популярна, о чем свидетельствуют многочисленные копии.  
    • Копии обычно изображают только центральную панель.  
    • В 1566 году триптих послужил моделью для гобелена.  
  • История и сохранность

    • Картина перешла в руки Вильгельма Молчаливого, затем в Испанию.  
    • В 1939 году перенесена в Музей Прадо.  
    • Картина сохранилась не очень хорошо, но недавно отреставрирована.  
  • Источники и контекст

    • Мало известно о жизни и заказах Босха.  
    • Его работы считаются загадочными, возможно, связаны с эзотерическими знаниями.  
    • Босх жил в эпоху Высокого Возрождения, но под влиянием средневековой церкви.  
  • Исторический контекст и влияние

    • Триптих «Сад земных наслаждений» был создан в период приключений и открытий.  
    • Босх вдохновлялся новостями о недавно открытой Атлантиде и рисунками тропических пейзажей.  
    • Триптих отражает культурные и религиозные влияния того времени.  
  • Интерпретации и символизм

    • Историки искусства пытались найти источники вдохновения для триптиха, но безуспешно.  
    • Босх изображает неземных и фантастических существ, но обращается к элитарной аудитории.  
    • Левая панель изображает животных, отсылающих к экзотической литературе.  
  • Влияние на современников

    • Альбрехт Дюрер был страстным любителем экзотических животных и мог вдохновлять Босха.  
    • Дезидериус Эразм, гуманист, живший в Хертогенбосе, мог быть знаком с Босхом.  
  • Толкование и символизм

    • Интерпретация творчества Босха сложна из-за недостатка информации о его жизни.  
    • Центральная панель изображает быстротечность мирских удовольствий.  
    • Босх показывает, как грех пришел в мир через Еву и ведет к аду.  
  • Еретические и мистические интерпретации

    • Вильгельм Френгер утверждал, что центральная панель изображает радостный мир до грехопадения.  
    • Френгер считал, что Босх был членом еретической секты адамитов.  
    • Критики ставят под сомнение выводы Френгера, утверждая, что его анализ основан на гипотезах.  
  • Современные интерпретации

    • Карл Линферт отвергает утверждение Френгера о «невинной сексуальности» секты адамитов.  
    • Линферт указывает на элементы, предполагающие смерть и временность в центральной части панно.  
  • Интерпретация центральной панели

    • Центральная панель отражает состояние человечества накануне Всемирного потопа.  
    • Люди стремились к удовольствиям, не думая о завтрашнем дне.  
    • Единственным грехом было незнание греха.  
  • Исследование 2016 года

    • Исследование вновь привлекло внимание к эзотерической интерпретации Френгера.  
    • Центральная панель должна читаться справа налево, а не слева направо.  
    • Триптих следует читать как описание инфернального настоящего.  
  • Влияние на других художников

    • Босх оказал влияние на Питера Брейгеля Старшего.  
    • Брейгель включил элементы центральной панели в свои работы.  
    • Джузеппе Арчимбольдо вдохновлялся Босхом в создании растительных портретов.  
    • Давид Тенирс Младший цитировал Босха и Брейгеля.  
  • Сюрреалистическое влияние

    • Сюрреалисты, такие как Жоан Миро и Сальвадор Дали, вдохновлялись Босхом.  
    • Миро и Дали видели «Сад земных наслаждений» в Музее Прадо.  
    • Сюрреалистическое движение заново открыло Босха и Брейгеля.  
  • Современное восприятие

    • Босх получил высокую оценку критиков и публики в начале 20-го века.  
    • Сюрреалисты и другие художники вдохновлялись его творчеством.  
    • Некоторые элементы «Сада земных наслаждений» используются в видеоиграх.  
  • Аудиовизуальный фильм «Сад земных наслаждений»

    • Нарисован Босхом для Брюссельского дворца  
    • Выпущен Tvbrussel в 2016 году  
  • Лекция Маттиаса Ридля

    • Диахроническая интерпретация шедевра Иеронимуса Босха  
    • Представлена в рамках аудиовизуальной экскурсии  
  • Аудиовизуальная экскурсия

    • Рассказанная Редмондом О’Хэнлоном  
    • Включает описание и анализ картины  
  • Дискуссия Янины Рамирес и Вальдемара Янушчака

    • Проведена в подкасте «Арт-детектив» 25 января 2017 года  
    • Обсуждаются различные аспекты картины  
  • Панорама картины

    • Переосмысление картины Марком Александром  

Полный текст статьи:

Сад земных наслаждений

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх