Сад земных наслаждений
-
Описание триптиха
- Сад земных наслаждений (De tuin der lusten) — триптих Иеронимуса Босха, написанный между 1490 и 1510 годами.
- Внешние панели изображают сотворение мира, внутренние — Эдем, сад земных наслаждений и Ад.
- Центральная панель показывает человечество, действующее с очевидной свободой воли.
-
Внешние панели
- Выполнены в серо-зеленой гризайли, символизируют время до сотворения солнца и луны.
- Бог изображен как отец, творящий Землю по божественному повелению.
- Земля окружена твердью, подвешена в космосе, где обитает только Бог.
-
Интерьер
- Левая панель изображает момент, когда Бог представляет Еву Адаму.
- Адам пробуждается от сна и видит Еву, Бог благословляет их союз.
- Ева избегает взгляда Адама, символизируя его сексуальное возбуждение.
- Внешний ландшафт включает хижины, кролики, драконово дерево и экзотических животных.
-
Центральная панель
- Линия горизонта совпадает с линией горизонта на левом крыле.
- Изображен обширный «садовый» пейзаж, давший название триптиху.
-
Описание центральной панели
- Сад изобилует обнаженными фигурами, животными, растениями и фруктами.
- Место действия не похоже на рай, но и не относится к земному царству.
- Фантастические существа смешиваются с реальными, фрукты кажутся увеличенными.
- Фигурки занимаются разнообразными любовными видами спорта.
- В центре фона возвышается синий шар, напоминающий фруктовый стручок.
- Эротизм центрального кадра можно рассматривать как аллегорию духовного перехода или место растления.
-
Фигуры и символика
- На правой стороне переднего плана изображены волосатые фигуры, олицетворяющие дикое человечество.
- В пещере мужская фигура указывает на женщину, покрытую волосами.
- «Человек, указывающий пальцем», описывается как покровитель работы, защитник Адама или святой Иоанн Креститель.
- Женщина под ним лежит внутри полуцилиндрического экрана, храня тайну.
-
Передний план и задний план
- На переднем плане нет перспективного порядка, присутствуют гигантские утки, рыбы, птицы и люди.
- В бассейнах купаются мужчины и женщины, женщины украшены павлинами и фруктами.
- На заднем плане видны группы людей и существ в полете, символизирующие единство полов.
-
Правая панель
- Правая панель иллюстрирует Ад, место действия ряда картин Босха.
- Действие происходит ночью, естественная красота отсутствует.
- Нагота человеческих фигур утратила эротизм, многие пытаются прикрыть гениталии.
- В сцене изображены горящие города, войны, камеры пыток и демоны.
- На переднем плане изображены измученные фигуры, рвущие или испражняющиеся.
- В центре внимания сцены — «Древесный человек», поддерживаемый искривленными руками или гниющими стволами деревьев.
-
Описание картины
- Голова древесного человека поддерживает диск с демонами и жертвами.
- Туловище сделано из яичной скорлупы, ствол с шипами.
- Серая фигура в капюшоне взбирается по лестнице в центральное углубление.
- Древесный человек смотрит вдаль, его лицо выражает задумчивость и смирение.
-
Иконографические элементы
- Панно включает элементы ада, но Босх описывает его реалистично.
- Животные наказывают людей, символизируя семь смертных грехов.
- Гигантский монстр с птичьей головой поедает человеческие трупы.
-
Сексуальность и похоть
- Левая панель изображает похотливый взгляд Адама на Еву.
- Центральная панель предупреждает о греховных удовольствиях.
- Правая панель показывает наказание за грехи.
-
Музыкальные инструменты и вожделение
- Музыкальные инструменты символизируют вожделение.
- Использование музыки может быть упреком менестрелям.
-
Датировка и происхождение
- Датировка картины неопределенна, но обычно относится к 1503-1504 годам.
- Дендрохронология указывает на период между 1460 и 1466 годами.
- Картина была задокументирована в 1517 году.
-
Популярность и копии
- Картина была популярна, о чем свидетельствуют многочисленные копии.
- Копии обычно изображают только центральную панель.
- В 1566 году триптих послужил моделью для гобелена.
-
История и сохранность
- Картина перешла в руки Вильгельма Молчаливого, затем в Испанию.
- В 1939 году перенесена в Музей Прадо.
- Картина сохранилась не очень хорошо, но недавно отреставрирована.
-
Источники и контекст
- Мало известно о жизни и заказах Босха.
- Его работы считаются загадочными, возможно, связаны с эзотерическими знаниями.
- Босх жил в эпоху Высокого Возрождения, но под влиянием средневековой церкви.
-
Исторический контекст и влияние
- Триптих «Сад земных наслаждений» был создан в период приключений и открытий.
- Босх вдохновлялся новостями о недавно открытой Атлантиде и рисунками тропических пейзажей.
- Триптих отражает культурные и религиозные влияния того времени.
-
Интерпретации и символизм
- Историки искусства пытались найти источники вдохновения для триптиха, но безуспешно.
- Босх изображает неземных и фантастических существ, но обращается к элитарной аудитории.
- Левая панель изображает животных, отсылающих к экзотической литературе.
-
Влияние на современников
- Альбрехт Дюрер был страстным любителем экзотических животных и мог вдохновлять Босха.
- Дезидериус Эразм, гуманист, живший в Хертогенбосе, мог быть знаком с Босхом.
-
Толкование и символизм
- Интерпретация творчества Босха сложна из-за недостатка информации о его жизни.
- Центральная панель изображает быстротечность мирских удовольствий.
- Босх показывает, как грех пришел в мир через Еву и ведет к аду.
-
Еретические и мистические интерпретации
- Вильгельм Френгер утверждал, что центральная панель изображает радостный мир до грехопадения.
- Френгер считал, что Босх был членом еретической секты адамитов.
- Критики ставят под сомнение выводы Френгера, утверждая, что его анализ основан на гипотезах.
-
Современные интерпретации
- Карл Линферт отвергает утверждение Френгера о «невинной сексуальности» секты адамитов.
- Линферт указывает на элементы, предполагающие смерть и временность в центральной части панно.
-
Интерпретация центральной панели
- Центральная панель отражает состояние человечества накануне Всемирного потопа.
- Люди стремились к удовольствиям, не думая о завтрашнем дне.
- Единственным грехом было незнание греха.
-
Исследование 2016 года
- Исследование вновь привлекло внимание к эзотерической интерпретации Френгера.
- Центральная панель должна читаться справа налево, а не слева направо.
- Триптих следует читать как описание инфернального настоящего.
-
Влияние на других художников
- Босх оказал влияние на Питера Брейгеля Старшего.
- Брейгель включил элементы центральной панели в свои работы.
- Джузеппе Арчимбольдо вдохновлялся Босхом в создании растительных портретов.
- Давид Тенирс Младший цитировал Босха и Брейгеля.
-
Сюрреалистическое влияние
- Сюрреалисты, такие как Жоан Миро и Сальвадор Дали, вдохновлялись Босхом.
- Миро и Дали видели «Сад земных наслаждений» в Музее Прадо.
- Сюрреалистическое движение заново открыло Босха и Брейгеля.
-
Современное восприятие
- Босх получил высокую оценку критиков и публики в начале 20-го века.
- Сюрреалисты и другие художники вдохновлялись его творчеством.
- Некоторые элементы «Сада земных наслаждений» используются в видеоиграх.
-
Аудиовизуальный фильм «Сад земных наслаждений»
- Нарисован Босхом для Брюссельского дворца
- Выпущен Tvbrussel в 2016 году
-
Лекция Маттиаса Ридля
- Диахроническая интерпретация шедевра Иеронимуса Босха
- Представлена в рамках аудиовизуальной экскурсии
-
Аудиовизуальная экскурсия
- Рассказанная Редмондом О’Хэнлоном
- Включает описание и анализ картины
-
Дискуссия Янины Рамирес и Вальдемара Янушчака
- Проведена в подкасте «Арт-детектив» 25 января 2017 года
- Обсуждаются различные аспекты картины
-
Панорама картины
- Переосмысление картины Марком Александром