Аэронавигация
-
Основные принципы аэронавигации
- Аэронавигация включает планирование, регистрацию и управление перемещением воздушного судна.
- Успешная аэронавигация требует управления судном без заблуждений и нарушения законов.
-
Отличия от навигации надводных судов
- Воздушные суда летят с высокими скоростями, что требует быстрого расчета местоположения.
- Самолеты не могут остановиться в воздухе для определения местоположения.
- Безопасность самолетов ограничена количеством топлива.
-
Методы навигации
- Полет по ПВП: ориентирование по картам, радионавигационным средствам и спутниковым системам.
- Полет по IFR: навигация по приборам и радионавигационным средствам.
-
Планирование маршрута
- Выбор маршрута с учетом контролируемого воздушного пространства и опасных зон.
- Расчет направлений полета и времени полета с учетом ветра и высоты.
- Учет точки невозврата и точки равного времени.
-
Планирование полета по IFR
- Использование специальных карт с маршрутами и пеленгами.
- Учет погодных условий и минимальных требований для посадки.
- Соблюдение правил и использование методов навигации, основанных на характеристиках.
-
В полете
- Придерживаться плана, сверяя местность с картой.
- Корректировать курс при изменении ветра, используя правило 1 к 60.
-
Переоценка расчетного времени
- Пилоты должны уметь применять различные приемы для поддержания курса.
- Компас используется для коррекции смещения диода, но не является основным прибором.
-
Использование указателя направления
- Указатель направления (DI) более стабилен, чем компас.
- Показания компаса используются для коррекции смещения диода.
-
Изменение маршрута
- Пилот должен уметь мысленно рассчитывать новые направления движения.
- Использование бортового компьютера нецелесообразно, используются мысленные приемы.
-
Учет ветра
- Ветер учитывается при углах менее 60°.
- Метод тактового кода используется для мысленного вычисления.
-
Маневры с отклонениями
- Пилот должен быть бдителен при маневрах с отклонениями от курса.
- Маневр «звезда ветра» используется для временного отклонения от курса.
-
Ошибки магнитного компаса
- Магнитные компасы подвержены ошибкам из-за условий полета.
-
Навигационные средства
- ADF использует радиомаяки для управления дисплеем.
- VOR использует модулированный сигнал для точного пеленга.
- GNSS обеспечивает высокую точность навигации.
-
История штурмана
- Штурманы использовались на старых самолетах до появления электронных систем.
- С появлением электронных систем должность штурмана была упразднена.