Ортодоксальный иудаизм
-
Определение и принципы ортодоксального иудаизма
- Ортодоксальный иудаизм — это традиционалистская ветвь современного иудаизма, основанная на строгом соблюдении еврейского закона (галахи).
- Галаха включает в себя соблюдение субботы, кошерное питание и изучение Торы.
- Основные доктрины включают веру в будущего Мессию, телесное воскресение мертвых и божественную награду и наказание.
-
История и развитие
- Ортодоксальный иудаизм возник в результате распада автономной еврейской общины в 18 веке.
- Движение сформировалось как сознательная борьба против секуляризации и конкурирующих альтернатив.
- Ортодоксальные евреи составляют меньшинство среди всех евреев, но их число велико.
-
Разнообразие и практики
- Ортодоксальные евреи различаются по уровню взаимодействия с современным миром.
- Общины харедим подчеркивают строгое следование традициям и живут в анклавах.
- Современные ортодоксальные евреи сочетают религиозные обряды с профессиональной карьерой и образованием.
-
Основные верования и обряды
- Ортодоксальные евреи верят в божественность и неизменность Торы.
- Основные практики включают соблюдение субботы, кошерное питание и изучение Торы.
- Ключевые доктрины включают веру в будущего Мессию и телесное воскресение мертвых.
-
Влияние и адаптация
- Ортодоксальный иудаизм оказал влияние на формирование православной идеологии и организаций.
- Ортодоксы адаптировались к современному обществу, разрабатывая новые способы действия и мышления.
- Процесс «ортодоксизации» был случайным и обусловленным местными обстоятельствами.
-
Ортодоксальный иудаизм и современность
- Ортодоксальный иудаизм часто описывают как консервативную традицию, но это не всегда так.
- Ортодоксальность предполагает адаптацию к современному миру, а не запрет на изменения.
- В середине 1980-х годов исследования ортодоксального иудаизма стали научной дисциплиной.
-
Кризис современности
- До XVIII века еврейские общины в Европе были автономными, управляемыми раввинами.
- С возникновением современного государства евреи потеряли свои привилегии, а раввинские суды утратили юрисдикцию.
- Государство стремилось реформировать евреев, что вызвало сопротивление.
-
Идеологический вызов
- Движение Хаскала (еврейское просвещение) возникло в 1782 году, призывая к реформе образования и отмене принуждения.
- Раввины, такие как Рафаэль Коэн, сопротивлялись этим изменениям, утверждая, что принуждение необходимо для соблюдения заповедей.
-
Спор о храме в Гамбурге
- В 1818 году в Гамбурге была основана модернизированная синагога, что вызвало конфликт с раввинами.
- Раввин Моисей Софер возглавил консервативный лагерь, запретив изменения и канонизировав традиционные нормы.
-
Влияние Софера
- Софер осознал реалии современной эпохи и стал лидером консервативного лагеря.
- Он канонизировал традиционные обычаи и запрещал новшества, такие как молитвы на родном языке.
- Софер обладал мощной базой в виде ешивы и поддержки венгерской знати, что помогло ему сохранить влияние.
-
Ортодоксия в Венгрии
- Венгерское еврейство породило как ортодоксию, так и традиционалистскую ультраортодоксию.
- Полемика 1818-1821 годов привела к компромиссу в Гамбурге.
-
Исаак Бернейс и неоортодоксия
- Бернейс был первым современным раввином, отвечающим требованиям эмансипации.
- Он ввел светские занятия для детей и модернизировал синагогу.
- Его стиль объединил гамбургскую общину и стал примером для подражания.
-
Распространение неоортодоксии
- Неоортодоксия была сформулирована учениками Бернейса.
- Она сочетала религиозный консерватизм и современность.
- Ввела формальное религиозное образование для девочек и смягчила правила скромности.
-
Реформистский иудаизм
- В конце 1830-х годов модернистское давление перешло к богословию и литургии.
- Раввины Виссеншафта стремились примирить иудаизм с критическим анализом.
- Гейгер организовал три раввинских синода для реформирования иудаизма.
-
Борьба с критикой Виссеншафта
- Ортодоксы критиковали Гейгера за произвольный процесс экзегезы.
- Ортодоксальные раввины настаивали на божественном происхождении Устного Закона.
- Хирш и Хильдесхаймер разошлись во мнениях по поводу историко-критического метода.
-
Конфликт с Захариасом Френкелем
- Френкель критиковал Мишну и утверждал, что заповеди были обычаями.
- Хирш и Хильдесхаймер обвинили его в ереси и запятнали его репутацию.
-
Общинный раскол
- В 1840-х годах ортодоксальные раввины призывали к анафеме инакомыслящих.
- Эттлингер и неоортодоксы предпочли рассматривать секуляризованного еврея как нарушителя закона.
-
Неоортодоксальные реформы в Германии
- Маймонид предложил концепцию тинока шенишбы, освобождающую от ответственности за несоблюдение галахи.
- Немецкая неоортодоксия приняла иерархический подход, разделяя грешников и праведников.
- Раввины-реформаторы подвергались суровым наказаниям, обычные люди — осторожному обращению.
-
Реформы в Моравии
- Гирш был избран главным раввином Моравии, но его реформы не нашли поддержки.
- Традиционалисты презирали его за европейские манеры и отсутствие талмудической проницательности.
- Прогрессисты считали его слишком консервативным, и он потерял веру в воссоединение еврейской общественности.
-
Реформы в Венгрии
- Хильдесхаймер открыл современную школу в Айзенштадте, включающую светские дисциплины.
- Традиционалисты, такие как Моше Шик и Иегуда Аззод, посылали туда своих сыновей.
- В 1850-х и 1860-х годах в Венгрии сформировалась радикальная ортодоксальная партия, выступавшая против неологии.
-
Раскол в Венгрии
- Ультраортодоксы, возглавляемые Хиллелом Лихтенштейном, исключили компромисс с современностью.
- В 1865 году ультраортодоксы наложили запрет на реформы синагог.
- В 1871 году правительство признало отдельный православный национальный комитет.
-
Реформы в Германии
- В 1877 году в Германии был принят закон, позволяющий евреям выходить из общин без крещения.
- Хирш вывел свою паству из франкфуртской общины, но большинство прихожан последовали примеру раввина Селигмана Баера Бамбергера.
- В Рейхе была создана лишь горстка сепаратистских общин, большинство оставались общинными ортодоксами.
-
Конфликты в Центральной и Западной Европе
- Конфликты в Венгрии и Германии были исключением, в других странах не было серьезных изменений.
- Во Франции и Великобритании синагоги продолжали функционировать без значительных реформ.
-
Восточная Европа
- В России, Конгрессной Польше и румынских княжествах модернизация шла медленно, дискриминация продолжалась до 1917 года.
- Обучение по старому образцу оставалось нормой, иврит оставался языком элиты, идиш — родным языком.
-
Отмена общинной автономии и юрисдикция раввинских судов
- В 1844 году отменены общинная автономия и юрисдикция раввинских судов.
- Экономическая и социальная изоляция сохранялась, обеспечивая фактическую власть еврейских институтов.
-
Образование и грамотность
- В 1880 году только 21 308 еврейских учеников посещали государственные школы.
- В 1897 году 97% евреев в Черте оседлости и Конгрессной Польше говорили на идише.
-
Хаскала и модернизация
- Хаскала процветала с 1820-х по 1890-е годы, несмотря на аккультурацию.
- Ведущие раввины придерживались концепции общинного единства.
-
Религиозный сионизм и харедим
- В 1860-х и 1870-х годах умеренные маскилитские раввины призывали к модернизации.
- Их инициатива была сорвана радикальными и консервативными раввинами.
- В 1897-1899 годах разногласия между сионистами и традиционалистами усилились.
-
Антисионистская брошюра и раскол
- В 1900 году антисионистская брошюра «Ла-йешарим» разделила традиционалистов.
- В 1911 году значительная часть мизрахи отделилась от сионистов.
-
Немецкая неоортодоксия и Агуда
- Немецкая неоортодоксия проявила интерес к восточноевропейским общинам.
- В 1912 году создана партия «Агудат Исраэль», объединившая мизрахи, протохаредитов и неоортодоксов.
-
Межвоенный период и секуляризация
- В межвоенный период стремительная секуляризация разрушила еврейское общество.
- В 1930-х годах только 20-33% польских евреев могли считаться строго соблюдающими.
-
Американское еврейство
- В 19-м веке американское еврейство было немногочисленным и неформальным.
- Реформистский иудаизм быстро распространился, став популярным.
-
Ортодоксальный иудаизм в США
- Исаак Лизер ввел слова «ортодокс» и «ортодоксальность» в американский дискурс.
- Консервативный иудаизм объединился в меньшинство, обслуживающее несоблюдающих.
-
Современное православие в США
- Строго придерживающиеся традиций восточноевропейские иммигранты сформировали Союз ортодоксальных раввинов.
- В 1923 году создан Совет раввинов Америки.
-
Послевоенная эпоха и ужесточение границ
- В послевоенную эпоху традиционная коалиция распалась.
- Новая волна строго соблюдающих беженцев прибыла из Восточной и Центральной Европы.
-
Основание Лейквудской иешивы
- Раввин Аарон Котлер основал Лейквудскую иешиву в 1943 году в Нью-Джерси.
- Иешива стала анклавом, где формировалось сообщество, отличное от довоенной иешивы в Польше.
- Лейквуд стал пионером гомогенной модели послевоенных общин харедим.
-
Консервативный иудаизм
- Молодое поколение в JTS и РА требовало большей ясности и галахической независимости.
- В 1950 году консерваторы приняли решение, разрешающее ездить в синагогу на автомобиле и пользоваться электричеством в субботу.
-
Ортодоксальные взгляды
- Иудаизм не имеет окончательного кредо, но основные верования едины.
- Отречение от верований считается серьезным богохульством.
- Средневековые авторитеты пытались кодифицировать верования, но споры продолжались.
-
Бог в иудаизме
- Иудаизм придерживается монотеизма, веры в единого Бога.
- Бог считается единым, неделимым, предшествующим всему творению и всеведущим.
- Неевреям запрещено поклоняться другим божествам, но разрешено ассоциировать их с верой в Бога.
-
Открытие
- Ортодоксальный иудаизм верит, что Бог ниспослал Тору Моисею на горе Синай.
- Письменная и устная Торы взаимосвязаны, и Устная Тора раскрывает аллегорический смысл текста.
- Ортодоксы отвергают модернистское понимание откровения как субъективного опыта.
-
Эсхатология
- Ортодоксальный иудаизм признает вопросы, затронутые пророками, и более поздние заявления Бога.
- Каббала, открытая выдающимся деятелям, пользуется уважением, но ее статус в определении галахических решений спорный.
-
Вера в Мессию
- Мессия придет из рода царя Давида и принесет восстановление Храма, мир и всеобщее признание Бога Израиля.
- Мессия соберет всех евреев на Святой земле и восстановит монархию Давида.
-
Воскресение мертвых
- Классический иудаизм включает веру в воскресение мертвых.
- Мишна клеймит еретиков за отрицание воскресения.
- Фарисеи верили в телесное воскресение и бессмертие души.
-
Загробная жизнь
- В библейской традиции Шеол упоминается 65 раз.
- Умершие в Преисподней ведут «туманное» существование.
- Талмудические рассуждения распространялись на детали Грядущего мира.
-
Практика галахи
- Галаха — это не окончательный свод правил, а расширяющийся дискурс.
- Раввины интерпретируют и применяют галаху, основываясь на библейских стихах.
- Галахическая литература включает Мишну, Талмуд и великие кодексы.
-
Минхаг
- Минхаг — это местный или семейный обычай, который является важным источником разнообразия в практике.
- Минхаг варьируется между еврейскими этническими группами.
-
Авторитет раввинов
- Руководство раввинов менялось на протяжении веков.
- В консервативных ортодоксальных кругах раввины обладают большим авторитетом.
- В либеральных ортодоксальных кругах раввинов почитают, но они редко осуществляют прямой контроль.
-
Ортодоксальный иудаизм
- Упор на соблюдение правил кашрута, шаббата, семейной чистоты и тфилы
- Одежда и семейный образ жизни
- Мужчины и женщины носят скромную одежду, прикрывая большую часть кожи
- Замужние женщины носят шарфы, тюрбаны, шляпы или парики
- Мужчины носят ритуальную бахрому и головные уборы
- Современные ортодоксальные евреи могут носить одежду, принятую в обществе
-
Разнообразие ортодоксального иудаизма
- Отсутствие центральной структуры и общего руководства
- Разнообразие групп с общими убеждениями и практикой
- Отдельные раввины пользуются международным уважением
- Границы ортодоксии противоречивы
-
Демография ортодоксального иудаизма
- В 2012 году насчитывалось по меньшей мере 2 000 000 соблюдающих православие евреев
- В Израиле 22% евреев назвали себя ортодоксальными
- В США 10% евреев назвали себя ортодоксальными
- В Великобритании 66% семей в синагогах были ортодоксальными
-
Группы ортодоксального иудаизма
- Харедим: наиболее традиционная часть православия, минимальны в современном обществе
- Хасиды: мистическая интерпретация религии, подчинение ребе
- Литваки: иешивы, изучение Торы ради нее самой
- Сефарды: связаны с партией Шас, поддерживают тесную связь с массами
-
Современное православие
- В США современные ортодоксы стремятся к благочестивому образу жизни и взаимодействию с современным миром
- В Израиле религиозный сионизм поддерживает Израиль и приписывает ему религиозную ценность
-
Распад национальной религиозной партии
- Национальная религиозная партия, ранее единая политическая платформа, распалась.
- Общая система образования оказалась раздробленной по вопросам разделения по полу в начальной школе и изучения светских дисциплин.
-
Европоцентристская ортодоксия
- В Европе «центристская ортодоксия» представлена Объединенной синагогой Великобритании и Центральной консисторией Израиля во Франции.
- Эти организации являются доминирующими официальными раввинатами в своих странах.
- Миряне часто не соблюдают обрядов, сохраняя формальную принадлежность из-за семейного благочестия или чувства еврейской идентичности.
-
Израильское масорти
- Израильские масорты, или «традиционалисты», являются другой многочисленной группой, считающейся ортодоксальной.
- Это прозвище появилось благодаря иммигрантам-мизрахи, которые были секуляризованы и с благоговением относились к своему общинному наследию.
- Интеллектуалы-мизрахи выработали более рефлексивное понимание термина, избегая поверхностного изображения и не соглашаясь с формальным уважением к ортодоксальным раввинам.
- Самосознательная идентичность масорти ограничена узкими, элитарными кругами.