Самба
-
Происхождение и значение самбы
- Самба — это название или префикс для различных ритмических вариантов, таких как самба урбано кариока и самба рода.
- Самба возникла в афро-бразильских общинах Баии и Рио-де-Жанейро в конце 19-го и начале 20-го веков.
- Самба считается одним из самых важных культурных явлений в Бразилии и символом страны.
-
Развитие самбы как музыкального жанра
- Слово «самба» первоначально использовалось для обозначения популярного танца.
- В 1910-х годах самба начала развиваться как музыкальный жанр, начав с песни «Pelo Telefone» в 1917 году.
- В конце 1920-х годов самба получила современную структуру в окрестностях Эстасио.
-
Влияние и распространение
- Самба получила широкое распространение по всей Бразилии и стала символом национальной идентичности.
- Жанр получил поддержку со стороны представителей высших классов и культурной элиты.
- Самба стала основой для множества поджанров и стилей, таких как босса-нова и пагоде.
-
Этимология и определение
- Этимология термина «самба» остается спорной, но считается, что он происходит от языка банту.
- В Рио-де-Жанейро самба стала известна в конце 19-го века и ассоциировалась с сельскими праздниками и северо-востоком Бразилии.
-
Корни и традиции
- Самба имеет корни в афро-бразильском кандомбле и других афро-бразильских и местных народных традициях.
- В сельской местности самба ассоциируется с событием, способом исполнения и музыкой.
- Городская кариока-самба сформировалась под влиянием различных сельских традиций.
-
Современное состояние
- В 2005 году ЮНЕСКО объявила самбу Рода частью нематериального культурного наследия человечества.
- В 2007 году Бразильский национальный институт исторического и художественного наследия объявил самбу Кариока культурным наследием Бразилии.
- В 2018 году префектура Сальвадора объявила Самбу Хунино частью своего культурного наследия.
-
Происхождение альт-партидо
- Альт-партидо — традиционный вариант сельской самбы в Рио-де-Жанейро.
- Возник в Большом Рио-де-Жанейро, сочетая баийскую самбу рода с пением каланго.
- Переход между сельской и городской самбой.
-
Криминализация самбы
- Бразильское правительство криминализировало самбу из-за её афро-бразильского характера.
- Самба подвергалась преследованиям за использование африканских барабанов.
- Самба ушла в подполье, но стала визитной карточкой бразильской культуры.
-
Корни карнавала в Рио-де-Жанейро
- В колониальной Бразилии чернокожие использовали католические праздники для своих мероприятий.
- В конце 19-го века появились ранчо рейса, ставшие основой для карнавальных представлений.
-
Городская самба Кариоки
- Рио-де-Жанейро испытал сильное влияние африканской культуры из-за притока чернокожих бахийцев.
- Чернокожие женщины из Баии основали террейрос Кандомбле и распространяли африканские религии.
- В 1916 году родилась «O Macaco É Outro», ставшая первой успешной самбой.
-
Развитие самбы
- «Pelo Telefone» положил начало самбе как песенному жанру.
- Самба стала популярной на празднике Пенья и карнавале.
- Развитие электрической звукозаписи позволило выпускать новые самбы в исполнении менее мощных голосов.
-
Влияние на самбу
- Самба, практикуемая в Рио, была городской стилизацией баийской самбы рода.
- В следующем десятилетии на холмах Рио-де-Жанейро зародилась новая модель самбы.
-
Экономические проблемы в Рио-де-Жанейро
- В конце 19-го и начале 20-го века бедные слои населения столкнулись с экономическими трудностями.
- Введены новые налоги и ограничения на предоставление государственных услуг.
- Городские реформы привели к разрушению многоквартирных домов и появлению фавел.
-
Формирование фавел
- Бездомные жители временно занимали склоны и разрушенные здания.
- Фавелы быстро росли и распространялись в горных поселениях и пригородах.
-
Рождение самбы до Эстасио
- В 1920-х годах в районе Эстасио родился новый вид самбы.
- Самба до Эстасио отличалась быстрым темпом и длинными нотами.
- Композиции стали более структурированными и метричными.
-
Социальные и культурные изменения
- Самба до Эстасио подвергалась социально-культурной дискриминации.
- Музыканты организовали школы самбы для защиты своей деятельности.
- Школы самбы стали использовать ударные инструменты, придавая самбе «маршевый» характер.
-
Конфликт поколений
- Первое поколение самбистов не приняло нововведения самбистов с холмов.
- Самба до Эстасио стала доминирующим ритмом городской самбы Рио.
-
Популярность самбы в 1930-х годах
- Самба была самым популярным музыкальным жанром в Бразилии с 1931 по 1940 год.
- Самбы и марчиньи составляли почти половину репертуара.
- Благодаря электрической записи стали доступны ударные инструменты.
-
Оркестровый стиль самбы
- Самба записывалась в студии с оркестровыми аранжировками.
- Европейские аранжировщики, такие как Саймон Баунтман, внесли вклад в оркестровый стиль.
-
Партнерства и продажа самб
- Появление «второй части» стимулировало партнерские отношения между композиторами.
- Продажа самб стала обычным делом, что позволило композиторам преодолеть финансовые трудности.
-
Роль радио в популяризации самбы
- Радио стало важным средством популяризации самбы.
- Декрет Варгаса 1932 года увеличил рекламу на радио, что сделало его более привлекательным для рекламодателей.
- Радио превратилось в центр развлечений, выпуская «sambas de carnaval» и «sambas de meio de ano».
-
Профессиональные и эксклюзивные контракты
- Вещатели начали заключать эксклюзивные контракты с певцами.
- Певицы, такие как Кармен Миранда, подписывали выгодные контракты.
- Появились крупные радиооркестры, такие как Оркестр Бразилии.
-
Новое поколение композиторов и певцов
- Появилось новое поколение композиторов, таких как Ари Баррозу и Ноэль Роза.
- Певцы, такие как Джонджока и Кармен Миранда, стали известными.
-
Самба и средний класс
- Самба ассоциировалась с белыми артистами, что способствовало её принятию средним классом.
- Самба стала популярной на карнавальных балах и в казино.
-
Международное признание самбы
- Кармен Миранда стала первой артисткой, продвигавшей самбу на международном уровне.
- Самба была представлена в США и Европе благодаря записям и выступлениям.
-
Влияние идеологии смешения рас на самбу
- Самба стала ассоциироваться с национальной идентичностью Бразилии
- Правительство Варгаса развивало радио и самбу для продвижения идеи смешения рас
-
Политическое вмешательство в музыкальное производство
- Режим Варгаса пытался «цивилизовать» самбу, запрещая композиции, противоречащие этике
- Были организованы музыкальные конкурсы для выбора любимых композиторов и исполнителей
-
Международное признание самбы
- Самба способствовала формированию имиджа Бразилии за рубежом
- Бразильские певцы участвовали в международных мероприятиях, таких как выставка в Монтевидео
- Самба «Aquarela do Brasil» стала популярной за рубежом
-
Самба в бразильском кинематографе
- Самба стала неотъемлемой частью саундтреков и сюжетов бразильских фильмов
- Фильмы «чанчада» способствовали распространению карнавальной музыки
-
Новые поджанры самбы
- Самба развилась в новые поджанры, такие как самба-кансао, самба-чоро, самба-энредо и другие
- Самба-кансао характеризовалась медленным темпом и преобладанием мелодической линии
- Самба-чоро была гибридным поджанром с элементами инструментальной музыки чоро
- Самба-экзальтасан отличалась величием и патриотической тематикой
-
Появление самбы де брек
- В 1940-х годах появился поджанр самбы с синкопированным ритмом и внезапными остановками.
- Певец Морейра да Силва стал известным представителем этого поджанра.
-
Гегемония самбы-кансау и влияние зарубежной музыки
- После Второй мировой войны радио стало популярным средством массовой информации в Бразилии.
- Программы auditorium и конкурсы «kings» и «radio queen» способствовали легитимации самбы.
- Зрительские программы стимулировали культ личности артистов.
-
Обновление самбы в 1950-х годах
- В 1950-х годах появились новые композиторы, такие как Джеральдо Перейра и Уилсон Батиста.
- Самба де бреке Хорхе Вейги и самбы Адонирана Барбозы также выделялись.
- Пропавший композитор Картола был найден и начал работать в газете.
-
Влияние иностранных музыкальных жанров
- В послевоенный период самба-кансау доминировала на бразильской музыкальной сцене.
- Импортные жанры, такие как танго и болеро, конкурировали с самбой.
- Джаз и другие иностранные жанры также влияли на самбу.
-
Эстетические изменения в самбе-кансау
- Самба-кансау под влиянием иностранных жанров стала более сложной и мелодичной.
- Оркестровые аранжировки и вокальное исполнение также изменились.
- Появились новые поколения исполнителей, такие как Дик Фарни и Лусио Алвес.
-
Босса-нова: новая революция в самбе
- В 1956 году в Рио-де-Жанейро появилось новое музыкальное движение — босса-нова.
- Антонио Карлос Жобим и Винисиус де Мораес представили новый стиль с композицией «Chega de Saudade».
- Жуан Жилберту радикально изменил подход к интерпретации самбы, что привело к появлению нового поджанра.
-
Босса-нова и её влияние
- Босса-нова стала популярным поджанром самбы, известным во всём мире.
- Альбомы босса-новы были переизданы и записаны новые песни.
- Некоторые работы, такие как «Девушка из Ипанемы», стали международными хитами.
-
Националистическое течение
- В разгар политической турбулентности в Бразилии возникло националистическое течение босса-новы.
- Группа «босса-новисты» сформировалась вокруг Нары Леао и других музыкантов.
- Альбом «Os Afro-sambas» оказал положительное влияние на международную общественность.
-
Другие поджанры самбы
- В ночных клубах Рио появились новые поджанры самбы, такие как sambalanço и самба-джаз.
- Композитор Хорхе Бена создал гибридный стиль самбы, сочетающий босса-нову и американский блюз.
- В конце 1960-х годов появился самба-фанк, смешивающий самбу и американский фанк.
-
Традиционная самба как «музыка сопротивления»
- В 1962 году была опубликована «Хартия самбы», призывающая сохранять традиционные черты самбы.
- Традиционная самба стала рассматриваться как «контргегемонистская» музыка.
- Бар Zicartola стал местом встреч ветеранов-самбистов и возрождения карьеры композиторов.
-
Развитие самбы в 1960-х годах
- В 1964 году Nara Leão выпустила дебютный альбом, включавший самбы традиционных композиторов.
- В 1965 году Эрминио Белло де Карвалью спродюсировал мюзикл «Роза де Ору», познакомивший публику с Клементиной де Хесус.
- Появились новые группы, такие как OS Originais do Samba и OS Batuqueiros.
-
Радиошоу и влияние на СМИ
- Радиошоу «Адельзон Алвес, о друг мадругады» стало главным представителем самбы в СМИ.
- Радиошоу распространяло термины, связанные с «samba do morro» и «национальной музыкой сопротивления».
-
Появление пост-босса-новы
- В эпоху «бразильских песенных фестивалей» появилось новое поколение исполнителей пост-босса-новы.
- Композитор Чико Буарке и самбист Мартиньо да Вила стали известными благодаря своим работам.
- Мартиньо да Вила исполнил «Menina moça», что проложило путь к утверждению нового вида самбы.
-
Эстетическая ориентация на молодую музыку
- «Песенные фестивали» игнорировали самбу, что вызвало критику.
- Первый Международный фестиваль самбы состоялся в 2008 году.
-
Развитие бразильской музыкальной индустрии
- В 1968-1979 годах наблюдался рост производства и потребления культурных товаров.
- Консолидация производства MPB и сентиментальных песен.
- Становление LP как доминирующего медиаформата.
- Присутствие иностранной музыки и рост международного репертуара.
-
Технологические изменения и влияние на самбу
- Модернизация студий звукозаписи и консолидация иностранных компаний.
- Влияние на вселенную самбы, появление новых исполнителей и композиторов.
-
Самба в 1970-х годах
- Выпуск первых пластинок композиторов-ветеранов.
- Появление новых исполнителей, таких как Паулиньо да Виола и Мартиньо да Вила.
- Развитие сентиментального направления самбы.
-
Коллективные записи и партидо-альт
- Коллективные записи партидо-альт, традиционной формы самбы.
- Выпуск пластинок с партидо-альт, таких как «Бамбо сделать ПСД-Альто».
-
Изменения в школах самбы и «роды самбы»
- Ежегодное производство пластинок с самбами энредо.
- Распространение «родов самбы» по Рио-де-Жанейро и другим городам.
-
Пагода и новое обновление самбы
- Термин «пагода» стал популярным в 1970-х годах.
- Пагоды стали центрами распространения нового музыкального языка.
- Новая интерпретация самбы с утонченностью мелодий и инновациями в гармонии и перкуссии.
-
Дебют и развитие pagode
- В 1980 году Fundo de Quintal выпустил альбом, демонстрирующий новую самбу.
- В 1985 году выпущен альбом «Raça Brasileira», познакомивший публику с певцами Джовелиной Перола Негра и Зекой Пагодиньо.
- В 1990-х годах появилось новое поколение артистов, исполняющих «пагода романтико».
-
Коммерческий успех и кризис
- В 1980-х годах pagode пережил коммерческий рост благодаря альбомам Альмира Гуинето и Fundo de Quintal.
- В 1990-х годах рост незаконной продажи кассет и компакт-дисков привел к кризису в музыкальной индустрии.
- В 2000-х годах возможность скачивания музыки через интернет усугубила ситуацию.
-
Самба в 21 веке
- В 2010-х годах pagode утвердился как основной стиль самбы в бразильской музыкальной индустрии.
- Появились новые исполнители, такие как Grupo Revelação, Sorriso Maroto и Turma do Pagode.
- В Рио-де-Жанейро возникло движение «самба да Лапа», объединяющее музыкантов разных поколений.
-
Институциональная сфера
- В 2007 году самба Кариока была признана нематериальным культурным наследием Бразилии.
-
Инструменты городской самбы
- Городская самба исполняется на ударных инструментах и струнных.
- В некоторых поджанрах используются дополнительные духовые инструменты.
-
Документальный фильм «Самба на ногах»
- Эдуардо Монтес-Брэдли
- История самбы в Бразилии
- Акцент на Рио-де-Жанейро
-
Самба Альмы Гильермоприето
- Джонатан Кейп, Лондон, 1990
-
Ритмы сопротивления: Африканское музыкальное наследие в Бразилии
- Автор Питер Фрайер
- Издательство «Плутон Пресс», 2000
-
Создание самбы: Новая история расы и музыки в Бразилии
- Автор Марк А. Герцман
- Издательство университета Дьюка, 2013
-
Внешние ссылки
- Средства массовой информации, связанные с Samba на Викискладе
- История пагоды Самба
- Самба и Пагода Семба/история