Запоздалый собеседник
-
Определение позднего заговаривания
- Позднее развитие речи (LLE) может быть признаком аутизма или других нарушений развития.
- Недостаточное развитие речи и проблемы с грамотностью являются рисками для поздних заговаривающих.
-
Перспективы для поздних заговаривающих
- Ранние языковые мероприятия могут помочь детям догнать сверстников.
- Логопеды-дефектологи оказывают индивидуальную поддержку.
-
Развитие языка у детей
- Малыши начинают употреблять и понимать слова в возрасте 1-2 лет.
- К 15 месяцам дети знают около шести слов, к 18 месяцам используют местоимение «Я».
- К 2 годам дети начинают связывать слова и использовать слово «нет».
-
Позднее освоение языка
- LLE происходит, когда дети не вырабатывают и не понимают речь с ожидаемой скоростью.
- Около 13% двухлетних детей испытывают задержку в освоении языка.
- Поздние заговаривающие отличаются ограниченным словарным запасом, но не отсутствием восприимчивости к языку.
-
Признаки и симптомы LLE
- Ненормальный лепет в возрасте 9-21 месяца.
- К 15 месяцам не произносят шести и более слов.
- К 18 месяцам понимают не больше слов, чем могут произнести.
- В возрасте 24 месяцев используют менее 50 слов и не комбинируют слова.
-
Диагноз и оценка
- LLE может быть признаком других языковых нарушений или умственной отсталости.
- Врач и логопед проводят обследование для установления диагноза.
- Обследование развития речи (LDS) помогает определить, развивается ли словарный запас и синтаксис ребенка.
-
Виды оценки
- Этнографическое интервьюирование, языковая выборка, динамическая оценка.
- Стандартизированные оценки: тест, основанный на норме, тест, основанный на критерии.
- Методы наблюдения: аналоговые задачи, натуралистическое наблюдение, систематическое наблюдение и контекстуальный анализ.
-
Культура и оценка
- Результаты обследования должны соответствовать культурному окружению ребенка.
- Тесты не могут быть переведены, чтобы избежать ошибочного диагноза.
- Для двуязычных детей необходимо использовать сочетание методов оценки.
-
Лечение
- Чем раньше начато вмешательство, тем лучше результат.
- Языковые вмешательства включают мониторинг и языковую стимуляцию.
- Ориентация на словарный запас улучшает фонологическое развитие.
- Культурные особенности должны учитываться при выборе подхода к лечению.
-
Методы лечения поздней разговорчивости
- Общая языковая стимуляция: создание благоприятной языковой среды, участие в повседневных занятиях, повторение высказываний ребенка.
- Целенаправленная языковая стимуляция: список слов для изучения, воспроизведение языка в контексте, повторение слов ребенком.
- Обучение в среде: изменение обстановки для предоставления возможностей говорить на изучаемом языке, повторение слов взрослым.
-
Культурное разнообразие и лечение
- Культурное разнообразие важно при выборе метода лечения.
- Логопед-патологоанатом адаптирует методы под культурные особенности ребенка и семьи.
- Методы лечения адаптируются к социальным взаимодействиям в культуре.
-
Результаты лечения
- Большинство поздних говорящих начинают наверстывать упущенное в детском саду.
- Поздние говорящие демонстрируют более низкие языковые способности в подростковом возрасте.
- От 50 до 70% детей достигают нормального уровня владения языком к школе.
- Шансы на успешное наверстывание снижаются при задержке речи после 3 лет.