Миф

Оглавление1 Миф1.1 Определение мифа1.2 Этимология и история термина1.3 Действующие лица и структура мифов1.4 Определения мифа1.5 Различия между мифом и другими […]

Оглавление

Миф

  • Определение мифа

    • Миф — жанр фольклора, состоящий из повествований, играющих фундаментальную роль в обществе.  
    • Мифы часто поддерживаются светскими и религиозными властями и тесно связаны с религией или духовностью.  
    • Мифы объясняют происхождение обычаев, институтов и табу общества.  
  • Этимология и история термина

    • Слово “миф” происходит от древнегреческого μέος, что означает “речь, повествование, вымысел”.  
    • В английском языке термин “мифология” появился в начале 19-го века и первоначально обозначал традиционную историю.  
    • В 15 веке “мифология” означала мораль, басню или аллегорию.  
  • Действующие лица и структура мифов

    • Главными героями мифов обычно являются нелюди, такие как боги и полубоги.  
    • Мифы отличаются от легенд тем, что рассказывают о богах и разворачиваются в мире далекого прошлого.  
  • Определения мифа

    • Миф выражает и подтверждает религиозные ценности и нормы общества.  
    • Миф задает образец поведения для подражания и устанавливает святость культа.  
    • Миф может быть определен как функциональное, символическое и тематическое повествование.  
  • Различия между мифом и другими жанрами

    • Мифы отличаются от легенд и народных сказок тем, что не считаются священными повествованиями.  
    • Мифы могут стать народными сказками, а их божественные персонажи — людьми или полулюдьми.  
    • Исторические и литературные материалы могут приобретать мифологические качества.  
  • Использование термина “миф”

    • В разговорной речи термин “миф” может обозначать ложную историю или коллективное убеждение.  
    • В библеистике термин “миф” означает описание действий потустороннего мира в терминах этого мира.  
    • Определение повествования как мифа может быть спорным, так как многие религиозные повествования считаются историческими.  
  • Связанные термины

    • Мифология — собрание мифов группы людей.  
    • Мифография — компиляция или описание мифов, а также научная антология мифов.  
  • Ключевые мифографы классической традиции

    • Овидий, Фабий Планциадис Фульгенций, анонимные средневековые ватиканские мифографы, Наталис Комес  
    • “Эдда” Снорри Стурлусона  
  • Критика мифа

    • Система антропологической интерпретации культуры Жильбера Дюрана  
    • Междисциплинарный подход к мифу  
    • Лосада предлагает герменевтический и эпистемологический подход  
  • Мифы и мифопоэзия

    • Термин “мифос” используется для обозначения сюжетной точки или совокупности мифов  
    • Мифопоэзия как сознательное порождение мифологии  
  • Интерпретации мифов

    • Сравнительная мифология: выявление общих тем в мифах разных культур  
    • Функционализм: мифы формируют общество и социальное поведение  
    • Эвгемеризм: мифы как искаженные описания исторических событий  
    • Аллегория: мифы как аллегории природных явлений или философских концепций  
    • Олицетворение: мифы как результат персонификации объектов и сил  
    • Ритуализм: мифы связаны с ритуалами  
  • История учебной дисциплины

    • Подходы Вико, Шеллинга, Шиллера, Юнга, Фрейда, Леви-Брюля, Леви-Стросса, Фрая, советская школа и школа мифов и ритуалов  
    • Древняя Греция: критическая интерпретация мифа началась с досократиков  
    • Платон и его влияние на символическую интерпретацию мифов  
    • Средневековый роман и превращение мифа в литературу  
    • Европейский Ренессанс: возрождение интереса к политеистической мифологии  
    • 19-й век: первые современные западные научные теории мифа  
  • Движение к изучению мифов

    • Европейские ученые начали изучать скандинавскую, финскую и другие мифологии.  
    • Стремление понять и контролировать культуры, с которыми столкнулись в результате колониализма.  
  • Интеллектуальный контекст XIX века

    • Идеи об эволюции и утраченном общем предке.  
    • Миф как примитивный аналог современной науки.  
  • Природная мифология

    • Макс Мюллер и Эдвард Бернетт Тайлор.  
    • Мифы как метафоры природных явлений.  
    • Люсьен Леви-Брюль критиковал эту теорию.  
  • Ритуал и миф

    • Джеймс Фрейзер рассматривал мифы как неверное толкование магических ритуалов.  
    • Фрейзер утверждал, что люди переходят от магии к религии и науке.  
  • Психоаналитические подходы

    • Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.  
    • Фрейд развивал концепцию Эдипова комплекса.  
    • Юнг утверждал, что мифы отражают архетипы.  
  • Структуралистская теория

    • Клод Леви-Стросс и Бронислав Малиновский.  
    • Мифы как фиксированные ментальные структуры.  
    • Мифы как форма повествования, связанная с властью и социальными институтами.  
  • Постструктуралистский подход

    • Джозеф Кэмпбелл и Мирча Элиаде.  
    • Мифы как носители высших сакральных значений.  
    • Мифы в современном мире и популярной культуре.  
  • Секуляризация и мифы

    • Рудольф Бультман и другие теологи.  
    • Мифы как носители высшей истины.  
    • Мифы как противоположность заблуждению.  
  • Постмодернистский подход

    • А. К. Эссе Рамануджан.  
    • Мифы как пластичные и изменчивые.  
    • Мифы как повествовательные материалы, адаптируемые в различных медиа.  
  • Гилистика

    • Аннет и Кристиан Цголл.  
    • Метод гилемы для анализа нарративных материалов.  
    • Несоответствия в содержании указывают на расслоение.  
  • Наложение материалов и реконструкция

    • Наложение материалов позволяет сравнивать различные варианты одного и того же материала.  
    • Это также помогает реконструировать более ранние и альтернативные версии.  
  • Мифологический трактат Кристиана Зголла

    • Удо Рейнхардт упоминает “Мифологический трактат” как “новейшее руководство по теории мифов”.  
    • Работа имеет “выдающееся значение” для современных исследований мифов.  
  • Миф в современных дискурсах

    • Мифы внедряются в современные дискурсы через цифровые медиа.  
    • Мифические элементы появляются в популярной культуре, телевидении, кино и видеоиграх.  
  • Киноиндустрия и мифы

    • Киноиндустрия позволяет донести мифы до широкой аудитории.  
    • Фильмы часто опираются на древние мифы при построении повествования.  
  • Мифологические архетипы в кино

    • Мифологические архетипы, такие как битвы между богами и истории сотворения мира, часто становятся сюжетами фильмов.  
    • Фильмы часто создаются под видом киберпанковских боевиков, фэнтези, драм и апокалиптических историй.  
  • Современные фильмы и мифология

    • Фильмы 21 века, такие как “Битва титанов”, “Бессмертные” и “Тор”, продолжают использовать мифологию для создания современных сюжетов.  
    • Авторы, такие как Рик Риордан, используют мифологию в своих книгах.  
  • Фанфики и мифы

    • Ученые отмечают связь между фанфиками и мифами.  
    • Ика Уиллис выделяет три модели: использование популярных историй корпорациями, критика гегемонистской власти и универсальный сюжетный мир.  
    • Фанфики можно рассматривать как мифические из-за их гиперсериальности.  
  • Интервью и мнения

    • Генри Дженкинс утверждает, что фанфики помогают культуре исправить ущерб, нанесенный корпорациями.  

Полный текст статьи:

Миф

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх