Оглавление
- 1 Миф
- 1.1 Определение мифа
- 1.2 Этимология и история термина
- 1.3 Действующие лица и структура мифов
- 1.4 Определения мифа
- 1.5 Различия между мифом и другими жанрами
- 1.6 Использование термина “миф”
- 1.7 Связанные термины
- 1.8 Ключевые мифографы классической традиции
- 1.9 Критика мифа
- 1.10 Мифы и мифопоэзия
- 1.11 Интерпретации мифов
- 1.12 История учебной дисциплины
- 1.13 Движение к изучению мифов
- 1.14 Интеллектуальный контекст XIX века
- 1.15 Природная мифология
- 1.16 Ритуал и миф
- 1.17 Психоаналитические подходы
- 1.18 Структуралистская теория
- 1.19 Постструктуралистский подход
- 1.20 Секуляризация и мифы
- 1.21 Постмодернистский подход
- 1.22 Гилистика
- 1.23 Наложение материалов и реконструкция
- 1.24 Мифологический трактат Кристиана Зголла
- 1.25 Миф в современных дискурсах
- 1.26 Киноиндустрия и мифы
- 1.27 Мифологические архетипы в кино
- 1.28 Современные фильмы и мифология
- 1.29 Фанфики и мифы
- 1.30 Интервью и мнения
- 1.31 Полный текст статьи:
- 2 Миф
Миф
-
Определение мифа
- Миф — жанр фольклора, состоящий из повествований, играющих фундаментальную роль в обществе.
- Мифы часто поддерживаются светскими и религиозными властями и тесно связаны с религией или духовностью.
- Мифы объясняют происхождение обычаев, институтов и табу общества.
-
Этимология и история термина
- Слово “миф” происходит от древнегреческого μέος, что означает “речь, повествование, вымысел”.
- В английском языке термин “мифология” появился в начале 19-го века и первоначально обозначал традиционную историю.
- В 15 веке “мифология” означала мораль, басню или аллегорию.
-
Действующие лица и структура мифов
- Главными героями мифов обычно являются нелюди, такие как боги и полубоги.
- Мифы отличаются от легенд тем, что рассказывают о богах и разворачиваются в мире далекого прошлого.
-
Определения мифа
- Миф выражает и подтверждает религиозные ценности и нормы общества.
- Миф задает образец поведения для подражания и устанавливает святость культа.
- Миф может быть определен как функциональное, символическое и тематическое повествование.
-
Различия между мифом и другими жанрами
- Мифы отличаются от легенд и народных сказок тем, что не считаются священными повествованиями.
- Мифы могут стать народными сказками, а их божественные персонажи — людьми или полулюдьми.
- Исторические и литературные материалы могут приобретать мифологические качества.
-
Использование термина “миф”
- В разговорной речи термин “миф” может обозначать ложную историю или коллективное убеждение.
- В библеистике термин “миф” означает описание действий потустороннего мира в терминах этого мира.
- Определение повествования как мифа может быть спорным, так как многие религиозные повествования считаются историческими.
-
Связанные термины
- Мифология — собрание мифов группы людей.
- Мифография — компиляция или описание мифов, а также научная антология мифов.
-
Ключевые мифографы классической традиции
- Овидий, Фабий Планциадис Фульгенций, анонимные средневековые ватиканские мифографы, Наталис Комес
- “Эдда” Снорри Стурлусона
-
Критика мифа
- Система антропологической интерпретации культуры Жильбера Дюрана
- Междисциплинарный подход к мифу
- Лосада предлагает герменевтический и эпистемологический подход
-
Мифы и мифопоэзия
- Термин “мифос” используется для обозначения сюжетной точки или совокупности мифов
- Мифопоэзия как сознательное порождение мифологии
-
Интерпретации мифов
- Сравнительная мифология: выявление общих тем в мифах разных культур
- Функционализм: мифы формируют общество и социальное поведение
- Эвгемеризм: мифы как искаженные описания исторических событий
- Аллегория: мифы как аллегории природных явлений или философских концепций
- Олицетворение: мифы как результат персонификации объектов и сил
- Ритуализм: мифы связаны с ритуалами
-
История учебной дисциплины
- Подходы Вико, Шеллинга, Шиллера, Юнга, Фрейда, Леви-Брюля, Леви-Стросса, Фрая, советская школа и школа мифов и ритуалов
- Древняя Греция: критическая интерпретация мифа началась с досократиков
- Платон и его влияние на символическую интерпретацию мифов
- Средневековый роман и превращение мифа в литературу
- Европейский Ренессанс: возрождение интереса к политеистической мифологии
- 19-й век: первые современные западные научные теории мифа
-
Движение к изучению мифов
- Европейские ученые начали изучать скандинавскую, финскую и другие мифологии.
- Стремление понять и контролировать культуры, с которыми столкнулись в результате колониализма.
-
Интеллектуальный контекст XIX века
- Идеи об эволюции и утраченном общем предке.
- Миф как примитивный аналог современной науки.
-
Природная мифология
- Макс Мюллер и Эдвард Бернетт Тайлор.
- Мифы как метафоры природных явлений.
- Люсьен Леви-Брюль критиковал эту теорию.
-
Ритуал и миф
- Джеймс Фрейзер рассматривал мифы как неверное толкование магических ритуалов.
- Фрейзер утверждал, что люди переходят от магии к религии и науке.
-
Психоаналитические подходы
- Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.
- Фрейд развивал концепцию Эдипова комплекса.
- Юнг утверждал, что мифы отражают архетипы.
-
Структуралистская теория
- Клод Леви-Стросс и Бронислав Малиновский.
- Мифы как фиксированные ментальные структуры.
- Мифы как форма повествования, связанная с властью и социальными институтами.
-
Постструктуралистский подход
- Джозеф Кэмпбелл и Мирча Элиаде.
- Мифы как носители высших сакральных значений.
- Мифы в современном мире и популярной культуре.
-
Секуляризация и мифы
- Рудольф Бультман и другие теологи.
- Мифы как носители высшей истины.
- Мифы как противоположность заблуждению.
-
Постмодернистский подход
- А. К. Эссе Рамануджан.
- Мифы как пластичные и изменчивые.
- Мифы как повествовательные материалы, адаптируемые в различных медиа.
-
Гилистика
- Аннет и Кристиан Цголл.
- Метод гилемы для анализа нарративных материалов.
- Несоответствия в содержании указывают на расслоение.
-
Наложение материалов и реконструкция
- Наложение материалов позволяет сравнивать различные варианты одного и того же материала.
- Это также помогает реконструировать более ранние и альтернативные версии.
-
Мифологический трактат Кристиана Зголла
- Удо Рейнхардт упоминает “Мифологический трактат” как “новейшее руководство по теории мифов”.
- Работа имеет “выдающееся значение” для современных исследований мифов.
-
Миф в современных дискурсах
- Мифы внедряются в современные дискурсы через цифровые медиа.
- Мифические элементы появляются в популярной культуре, телевидении, кино и видеоиграх.
-
Киноиндустрия и мифы
- Киноиндустрия позволяет донести мифы до широкой аудитории.
- Фильмы часто опираются на древние мифы при построении повествования.
-
Мифологические архетипы в кино
- Мифологические архетипы, такие как битвы между богами и истории сотворения мира, часто становятся сюжетами фильмов.
- Фильмы часто создаются под видом киберпанковских боевиков, фэнтези, драм и апокалиптических историй.
-
Современные фильмы и мифология
- Фильмы 21 века, такие как “Битва титанов”, “Бессмертные” и “Тор”, продолжают использовать мифологию для создания современных сюжетов.
- Авторы, такие как Рик Риордан, используют мифологию в своих книгах.
-
Фанфики и мифы
- Ученые отмечают связь между фанфиками и мифами.
- Ика Уиллис выделяет три модели: использование популярных историй корпорациями, критика гегемонистской власти и универсальный сюжетный мир.
- Фанфики можно рассматривать как мифические из-за их гиперсериальности.
-
Интервью и мнения
- Генри Дженкинс утверждает, что фанфики помогают культуре исправить ущерб, нанесенный корпорациями.