Кончик языка

Кончик языка Феномен «кончик языка» Невозможность вспомнить слово или термин, сопровождаемая частичным припоминанием.   Ощущение неизбежности поиска.   Название происходит от поговорки […]

Кончик языка

  • Феномен «кончик языка»

    • Невозможность вспомнить слово или термин, сопровождаемая частичным припоминанием.  
    • Ощущение неизбежности поиска.  
    • Название происходит от поговорки «Это вертится у меня на кончике языка».  
  • Особенности феномена

    • Люди могут вспомнить особенности целевого слова, такие как первая буква и слоговое ударение.  
    • Чувство захваченности и облегчения при нахождении слова.  
    • Эмоциональные связи влияют на время восстановления предмета в памяти.  
  • Отличие от FOK

    • FOK — ощущение распознавания элемента из списка.  
    • Разные участки мозга задействованы в TOT и FOK.  
    • FOK можно оценить с помощью тестирования на контроль памяти.  
  • История и исследования

    • Термин заимствован из разговорного употребления.  
    • Первое исследование проведено Брауном и Макнилом в 1966 году.  
    • Браун и Макнил выделили три типа положительных состояний.  
  • Универсальность и причины

    • Встречается у мужчин и женщин, в молодом, среднем и пожилом возрасте.  
    • Уровень образования не влияет на восприятие.  
    • Причины неизвестны, но есть две основные точки зрения: прямой доступ и логический вывод.  
  • Точка зрения прямого доступа

    • Гипотеза блокировки: поисковые сигналы вызывают поиск слова, блокирующего правильное слово.  
    • Гипотеза неполной активации: целевое слово недостаточно активировано для извлечения.  
    • Модель дефицита передачи: семантическая и фонологическая информация хранятся и извлекаются отдельно.  
  • Модель дефицита передачи

    • TOTs возникают из-за дефицита передачи активации из семантической памяти в фонологическую.  
    • Ошибки вызваны ослабленными нейронными связями.  
  • Логический вывод

    • TOTs не являются полностью недоступными, а возникают из подсказок.  
    • Запоминающий делает вывод о знании целевого слова.  
  • Теория подсказки-фамильярности

    • Сильные чувства при распознавании знакомой подсказки вызывают TOT.  
    • Повторяющиеся сигналы увеличивают количество TOT.  
  • Эвристический подход к доступности

    • Итоговые значения определяются количеством и полнотой информации из памяти.  
    • Чем больше информации извлекается, тем больше вероятность TOT.  
  • Феномен в мозге

    • Методы нейровизуализации: МЭГ и ФМРТ.  
    • Повышенная активация в передней поясной коре, задней поясной коре, правой дорсолатеральной префронтальной коре и других областях.  
    • Парагиппокампальная извилина снижает активацию.  
  • Влияющие факторы

    • Двуязычие: билингвы сообщают о большем количестве ошибок, чем монолингвы.  
    • Лоразепам: препятствует получению правильных ответов, подавляет эмоции.  
    • Кофеин: временно затрудняет кратковременное запоминание.  
  • Влияние возраста

    • В зрелом возрасте частота повторений увеличивается.  
    • Пожилые люди сообщают о большем количестве повторений и меньшей фонологической информации.  
  • Активность мозга при тотальных состояниях

    • Пожилые и молодые люди задействуют схожие области мозга при тотальных состояниях.  
    • Пожилые люди демонстрируют различия в активности левого островка и префронтальной коры.  
    • У пожилых людей чаще возникают состояния тотальности из-за возрастной потери серого вещества.  
  • Влияние эмоций на память

    • Эмоции влияют на объем вспоминаемых воспоминаний и атрибуцию ностальгии.  
    • Эмоции могут предсказывать эффективность запоминания и влиять на переживание тотальных состояний.  
    • Эмоциональное возбуждение увеличивает вероятность возникновения тотальных состояний.  
  • Последствия расстройств

    • Аномальная афазия и дислексия влияют на частоту тотальных состояний.  
    • Аномальная афазия связана с легкой формой афазии и болезнью Альцгеймера.  
    • Дислексия увеличивает частоту тотальных состояний и фонологические ошибки.  
  • Влияние прайминга и практики

    • Прайминг и практика снижают частоту тотальных состояний.  
    • Фонологическое сходство может как уменьшать, так и увеличивать тотальные состояния.  
    • Исходные слова одного синтаксического класса не создают разницы в разрешении состояний тотальности.  
  • Эффекты жестов

    • Неизвестно, помогает ли жестикуляция в поиске неуловимого слова.  
    • Трудно определить, используются ли жесты для преодоления тотальных состояний.  
  • Влияние возраста приобретения

    • Скорость и точность запоминания слов зависят от возраста их усвоения.  
    • Вероятность переживания состояний тотальности выше при позднем усвоении слов.  

Полный текст статьи:

Кончик языка

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх