Иоганн Готлиб Фихте
-
Биография и ранние годы
- Родился в Рамменау, Верхняя Лужица, в 1762 году.
- Получил начальное образование от отца, затем учился в школе Пфорта.
- В 1780 году поступил в теологическую семинарию Йенского университета, но не получил ученой степени.
-
Изучение теологии и частные репетиторства
- С 1784 по 1788 год работал наставником в саксонских семьях.
- В 1790 году начал изучать труды Канта, что оказало на него значительное влияние.
-
Кант и его влияние
- В 1792 году написал эссе «Попытка критики всего Откровения», которое было опубликовано без его ведома.
- Кант позже признал авторство и похвалил работу, что повысило репутацию Фихте.
-
Йена и трансцендентальный идеализм
- В 1793 году женился и начал читать лекции в Йенском университете.
- В 1794 году опубликовал «Призвание ученого», где изложил свою систему трансцендентального идеализма.
-
Спор об атеизме и переезд в Берлин
- В 1799 году был уволен из Йенского университета за атеизм.
- Переехал в Берлин, где познакомился с известными философами и стал членом масонской ложи.
-
Поздние годы и литературная деятельность
- В 1805 году назначен профессором Эрлангенского университета.
- В 1807 году написал книгу о Макиавелли, которая вызвала интерес Карла Клаузевица.
- В 1814 году умер в Берлине.
-
Распад Священной Римской империи и обращение к немецкой нации
- После распада Священной Римской империи южные немецкие княжества перешли под протекторат Франции.
- Фихте выступил с обращениями к немецкой нации, пытаясь дать определение немецкой нации и возглавить восстание против Наполеона.
- В 1810 году он стал профессором нового Берлинского университета и был избран его ректором.
-
Философская работа и критика
- Критики утверждали, что его стиль был сложным и труднопонятным.
- Фихте признавал трудность, но утверждал, что его работы ясны для тех, кто мыслит без предвзятости.
- Он не разделял доводов Канта о «вещах в себе» и выдвинул радикальное предложение о том, что сознание не имеет основания.
-
Центральная теория самосознания
- В «Основах естественного права» Фихте утверждал, что самосознание — это социальный феномен.
- Для самосознания необходимо существование других рациональных субъектов, которые призывают субъект осознать себя как свободную личность.
- Фихте считал, что «я» должно позиционировать себя как индивида, чтобы вообще позиционировать себя.
-
Анштосс и самосознание
- Анштосс — это изначальное ограничение «я», которое приводит к сознанию.
- Анштосс обеспечивает импульс, который приводит к сознательному восприятию себя и других.
- Фихте утверждал, что не-Я устанавливается «я» для объяснения Анштосса.
-
Национализм и «Обращения к немецкой нации»
- В 1807-1808 годах Фихте прочитал лекции о немецкой нации, её культуре и языке.
- Он стремился объединить идеи Гердера с собственным подходом, стремясь основать империю духа и разума.
- Национализм Фихте был культурным и основывался на эстетике, литературе и морали.
-
Наследие и влияние
- Национализм Фихте был использован нацистской партией Германии.
- В послевоенный период Фихте часто ассоциировался с нацистским режимом из-за его антисемитских настроений.
- Однако к письму прилагается сноска, в которой Фихте призывает разрешить евреям беспрепятственно исповедовать свою религию.
-
Академическая карьера и отставка
- Фихте ушел с поста ректора Берлинского университета из-за отказа коллег наказать за притеснения студентов-евреев.
- Его труды о национализме продолжают ассоциироваться с нацистской партией, несмотря на его запреты в «Науке этики».
-
Экономические взгляды
- Фихте выступал за строгое регулирование промышленности и против свободной торговли.
- Он считал, что разделение «мирового государства» на отдельные самодостаточные органы может обеспечить идеальную организацию производства.
-
Женщины и общество
- Фихте считал, что женщинам следует отказывать в активной гражданской позиции и правах собственности.
-
Заключительный период в Берлине
- В Берлине Фихте читал лекции и выступал с речами, включая «Характеристику современной эпохи» и «Путь к благословенной жизни».
- В 1810 году он стал ректором Берлинского университета и основал кафедру философии.
-
Библиография и издания
- Фихте опубликовал множество работ, включая «Виссеншафтслехре» и «Наука о познании».
- Его собрание сочинений включает Gesamtausgabe и другие издания.
-
Основные труды Фихте
- «Попытка критики всего Откровения» (1792, 1793)
- «Ранние философские труды» (1794-1799)
- «Основы всей науки о познании» (1794/95, 1802)
- «Основы естественного права» (1796/97)
- «Основы трансцендентальной философии» (1796-1799)
- «Система этики в соответствии с принципами Wissenschaftslehre» (1798)
- «Введение в «Виссеншафтслехре» и другие труды» (1797-1799)
- «Призвание человека» (1848)
- «Призвание ученого» (1847)
- «Кристально чистый отчет для широкой публики» (1801)
- «Очерк учения о познании» (1810)
- «О природе ученого» (1845)
- «Характерные черты современной эпохи» (1806)
- «Обращения к немецкой нации» (1808)
- «Философский разрыв между Фихте и Шеллингом» (1800-1802)
-
Переводы и издания
- «Попытка критики всего Откровения» (1978)
- «Ранние философские труды» (1988)
- «Основы всей науки о познании» (1992)
- «Система этики в соответствии с принципами Wissenschaftslehre» (2005)
- «Введение в «Виссеншафтслехре» и другие труды» (1994)
- «Призвание человека» (1910)
- «Призвание ученого» (1910)
- «Путь к благословенной жизни» (1910)
- «На основании нашей веры в Божественное управление Вселенной» (н.д.)
-
Дополнительные ресурсы
- Работы Фихте в проекте «Гутенберг»
- Произведения Фихте в Интернет-архиве
- Произведения Фихте в LibriVox
- Основные положения доктрины познания
- Североамериканское общество Фихте
- Международное общество Иоганна-Готлиба-Фихте
- Выставка «КУЛЬТУРА и КОНГРЕСС-Фихте»
- Пример из практики аргументации Ad Hominem: «Наука о познании» Фихте