Взаимосвязь между религией и наукой
-
Взаимоотношения между религией и наукой
- Дискуссии о природе мира, истории, философии и теологии
- Современные концепции науки и религии появились в 19 веке
- Религия и наука характеризуются конфликтом, гармонией, сложностью и взаимной независимостью
-
История концепций науки и религии
- Понятия «наука» и «религия» появились в 17 и 19 веках соответственно
- В древнем и средневековом мире этимологические корни науки и религии понимались как внутренние качества личности
- В 19 веке наука приобрела современную форму, появились новые названия и институты
-
Средневековье и Ренессанс
- Развитие естественных наук в Западной Европе опиралось на труды арабов и Аристотеля
- Христианство рассматривало разум в рамках веры, утверждая, что мир природы должен соответствовать откровению
- В средневековых университетах натурфилософия и теология были разделены, философский факультет не мог обсуждать теологические вопросы
-
Современные взгляды
- Современные философы и ученые, такие как Ричард Докинз, разделяют тезис о конфликте между религией и наукой
- Историки, такие как Стивен Шейпин, утверждают, что прошло много времени с тех пор, как историки науки придерживались подобных взглядов
- Многие ученые, философы и теологи видели совместимость или взаимозависимость между религией и наукой
-
Влияние средневековой науки на научную революцию
- Средневековая наука заложила основу для научных достижений эпохи Возрождения.
- К 1630 году авторитет классической литературы и философии начал ослабевать.
- Ученые завоевали авторитет благодаря успехам науки и рационализма.
-
Средневековые ученые
- Среди средневековых ученых, внесших вклад в науку, были Боэций, Иоанн Филопон, Беда Достопочтенный и другие.
-
Современный период
- В 17 веке основатели Королевского общества придерживались ортодоксальных религиозных взглядов.
- Альберт Эйнштейн поддерживал совместимость религии с наукой.
-
Современные ученые и религия
- Выдающиеся современные ученые-атеисты включают Ричарда Докинза и Стивена Вайнберга.
- Среди ученых, отстаивающих религиозные убеждения, — Чарльз Таунс, Фрэнсис Коллинз и Джон Т. Хьютон.
-
Перспективы взаимодействия науки и религии
- Джон Полкингхорн классифицировал виды взаимодействия между наукой и религией.
- Существуют различные типологии, классифицирующие эту взаимосвязь.
-
Несовместимость науки и религии
- Ричард Докинз считает, что религия разъедает науку.
- Исторический конфликт между эволюцией и религией коренится в несовместимости научного рационализма и веры в сверхъестественное.
- Некоторые ученые, такие как Стивен Вайнберг, считают, что преподавание космологии и эволюции должно снижать религиозность студентов.
-
Критика и совместимость
- Фрэнсис Коллинз и другие выступают за совместимость науки и религии.
- Кеннет Миллер утверждает, что значительная часть ученых религиозны, и это подтверждает совместимость.
- Миллер критикует атеистов за использование научного авторитета в ненаучных философских выводах.
-
Конфликт между наукой и религией
- Карл Гиберсон утверждает, что научные интеллектуалы часто игнорируют теологических лидеров.
- Синтия Толман отмечает, что у религии нет метода, но люди полагаются на Священные Писания и разум.
-
Исторический контекст конфликта
- Тезис о конфликте был популяризирован в 19 веке.
- Современные историки отвергают тезис о конфликте, предпочитая модели совместимости или сложности.
-
Дело Галилея
- Галилей пытался убедить католические власти не запрещать идеи Коперника.
- Папа Урбан VIII попросил Галилея включить свои взгляды в книгу.
- Галилей вложил слова Урбана VIII в уста Симплицио, что привело к конфликту.
-
Современные взгляды на конфликт
- Современные историки считают, что Галилей действовал не по злому умыслу.
- Реальные доказательства гелиоцентризма появились спустя столетия.
-
Независимость науки и религии
- Стивен Джей Гулд и У. Т. Стейс считают, что наука и религия независимы.
- Национальная академия наук США поддерживает эту точку зрения.
- Наука и религия основаны на разных аспектах человеческого опыта.
-
Параллели в методе
- Томас С. Кун утверждал, что наука состоит из парадигм, аналогичных светскому взгляду на религию.
- Майкл Поланьи утверждал, что наука требует моральных обязательств, аналогичных религиозным.
-
Общие черты науки и религии
- Наука и религия имеют схожую структуру: опыт, теоретическая интерпретация, практическое применение.
- Наука и религия развиваются через творческое воображение, а не только через сбор фактов.
- Религиозный язык и научный язык имеют параллели.
-
Диалог между наукой и религией
- Карл Саган утверждает, что наука не только совместима с духовностью, но и является её источником.
- Сообщество науки и религии включает учёных, священников, теологов и заинтересованных не-профессионалов.
- Институты, занимающиеся взаимодействием науки и религии, включают Центр теологии и естественных наук, Институт религии в эпоху науки и другие.
-
История и развитие диалога
- Диалог между наукой и религией начался с книги Яна Барбура 1966 года.
- В 1885 году были учреждены Гиффордские лекции для обсуждения «естественной теологии» и научного сообщества.
- Современные дискуссии включают статьи в научных журналах и академические кафедры.
-
Интеграция науки и религии
- Взаимодействие науки и религии часто приводит к продуктивным результатам.
- Христианские и некоторые не-христианские религии исторически интегрировались с научными идеями.
- Религии способствовали развитию современных университетов и библиотек.
-
Примеры интеграции
- Бахаи верят в гармонию науки и религии.
- Буддизм и наука совместимы, так как оба подчеркивают причинность.
- Христианство и наука имеют долгую историю взаимодействия, начиная с ранних христианских учителей.
-
Современные взгляды
- Современные историки науки утверждают, что средневековое христианство способствовало развитию цивилизации и науки.
- Современные философы, такие как Стэнли Джаки, считают, что христианство с его мировоззрением стало ключевым фактором для возникновения современной науки.
-
Отношения между христианством и наукой в Средние века
- Христианство терпимо относилось к критическому мышлению о природе мира.
- Учёные редко сталкивались с принудительной властью церкви.
- Между наукой и церковью не было войны.
-
Эпоха Просвещения и развитие науки
- В эпоху Просвещения авторитет христианских Священных писаний подвергся сомнению.
- Принятие буквальной версии Библии становилось всё более несостоятельным.
- Коперник и его работа бросили вызов католической церкви.
-
Реформа календаря и научные исследования
- Римско-католическая церковь поддерживала научные исследования, если они соответствовали целям веры.
- Соборы функционировали как солнечные часы и камеры-обскуры.
- В XII веке церковь финансировала научные открытия и восстановление древнегреческих текстов.
-
Теория эволюции и креационизм
- Теория эволюции была в центре споров между христианством и наукой.
- Креационизм пытается обеспечить научную поддержку буквальному прочтению Библии.
- В 1968 году Верховный суд США отменил «анти-обезьяньи» законы.
-
Римский католицизм и наука
- Позиция Римско-католической церкви гармонична и поддерживает учение о естественном праве.
- Католические школы включали в учебные программы все виды научного изучения.
- Папа Иоанн Павел II и Папа Франциск поддерживают диалог между наукой и религией.
-
Влияние библейского мировоззрения на науку
- Библейское мировоззрение негативно повлияло на прогресс науки.
- После Реформации дела обстояли ещё хуже.
- Современные учёные считают, что утверждение о плоской Земле в Средние века ошибочно.
-
Библейское мировоззрение и наука
- Библейское мировоззрение содержит уважение к ручному труду и верховному Богу.
- Ранняя современная наука возникла благодаря сочетанию греческой и библейской мысли.
-
Влияние протестантизма на науку
- Протестантский подход к Священному Писанию имел значительные последствия для интерпретации природы.
- Буквальное прочтение повествований о Сотворении и грехопадении мотивировало научную деятельность в Англии XVII века.
-
Роль веры в божественное сотворение мира
- Вера в божественное сотворение мира играла центральную роль в становлении науки в Англии XVII века.
- Христианские доктрины творения соединились с эмпиризмом.
-
Критика тезиса о зависимости науки от христианства
- Современная наука возникла в религиозных рамках, но христианство не было основным источником научных поисков.
- Христианство создало благоприятный социальный контекст для развития науки.
-
Влияние протестантизма на науку в Англии
- Протестантизм оказал большое влияние на науку, особенно в Англии XVII века.
- Протестантские ценности поощряли научные исследования и обеспечивали религиозное обоснование.
-
Примирение науки и религии в Великобритании
- В начале XX века предпринимались усилия по примирению науки и религии в Великобритании.
- Эти попытки потерпели крах из-за социальной напряженности и неоортодоксальной теологии.
-
Конфуцианство и наука
- Исторический процесс становления конфуцианства был связан с антипатией к научным открытиям.
- Современные ученые пытаются определить взаимосвязь между наукой и конфуцианством, и результаты показывают их совместимость.
-
Индуизм и наука
- В индуизме разделительная линия между объективными науками и духовным знанием является лингвистическим парадоксом.
- Индуистские священные писания также являются древними научными руководствами.
- Индуизм предлагает методы исправления и трансформации себя с течением времени.
-
Индуистские взгляды на эволюцию
- Индуистские школы философии, такие как Санкхья и Ньяя, имеют различные подходы к анализу знаний.
- Санкхья предписывает три способа получения достоверного знания: пратьякша, анумана и шабда.
- Ньяя добавляет четвертый способ — упамана.
- Индуистские божества, такие как Брахма, Вишну и Шива, участвуют в творении и поддержании жизни во Вселенной.
- Некоторые индуистские школы не трактуют библейский миф о сотворении буквально.
- Теория воплощений Вишну (Дашаватары) схожа с научной теорией эволюции.
- В Индии образованные индусы широко поддерживают теорию биологической эволюции.
-
Джайнизм и биология
- Джайнизм делит жизнь на статичную и подвижную.
- Джайнские тексты описывают жизнь растений задолго до доказательства их жизни.
- Джайнская теория причинности утверждает, что причина и следствие всегда идентичны.
- Вселенная и ее составляющие существовали всегда.
-
Ислам и наука
- Ислам рассматривает науку как часть концепции Таухида.
- Природа рассматривается как часть ислама, указывающая на Божественное начало.
- Ибн аль-Хайтам был одним из первых сторонников научного метода.
- Исламская научная традиция развивалась до колонизации мусульманского мира.
- Исламская цивилизация имеет долгую историю научного прогресса.
-
Ахмадийя и наука
- Ахмадийское движение подчеркивает, что между исламом и наукой нет противоречия.
- Мусульмане-ахмадийцы принимают процесс эволюции, направляемый Богом.
- Коран не запрещает изучение науки и не вызывает предубеждения против нее.
-
Опросы ученых и общественности
- Большинство лауреатов Нобелевской премии были христианами.
- Евреи получили больше премий в медицине и экономике.
- Атеисты, агностики и свободомыслящие люди получили меньше премий.
- Мусульмане получили 13 премий, три из которых в научных категориях.
-
Религиозность ученых
- В период с 1901 по 2001 год около 57% лауреатов в научных областях были христианами, 26% имели еврейское происхождение.
- Большинство ученых не верят в конфликт между религиозностью и ученостью.
-
Европа
- 30-39% западноевропейских исследователей идентифицируют себя с религиозной принадлежностью.
- 30-37% ученых считают себя неверующими или атеистами, 10-28% — агностиками.
-
Соединенные Штаты
- В 1916 году 42% американских ученых верили в существование Бога, 42% не верили, 17% сомневались.
- В 1996 году 39% верили в Бога, 45% не верили, 15% сомневались.
- Среди элитных ученых в 1914 году 53% не верили, 21% были агностиками, 28% верили.
- В 2005-2007 годах 60% профессоров выражали неверие или агностицизм, 30% верили в Бога.
- В 2011-2014 годах 76% ученых отождествляли себя с религиозной традицией.
- В 2017 году 65% врачей верили в Бога.
-
Другие страны
- В Индии 66% ученых исповедуют индуизм, 14% не указали религию, 10% атеисты.
- В Великобритании 65% ученых идентифицировали себя как нерелигиозных, в Индии 6% нерелигиозных.
- В Индии 73% ученых верят в основополагающие истины религий, 27% верят в Бога, 38% верят в высшую силу.
-
Восприятие конфликта
- Большинство социологов и естествоиспытателей не воспринимают конфликт между наукой и религией.
- Ученые, мало знакомые с религией, чаще воспринимают конфликт как противоречие.
- Почти каждый пятый ученый-атеист является членом религиозных общин.
-
Религиозные убеждения врачей
- 76% врачей верят в Бога, 59% верят в загробную жизнь.
- 90% врачей посещают религиозные службы.
-
Религиозные убеждения в Индии
- 66% ученых исповедуют индуизм, 14% не указали религию, 10% атеисты.
- 39% верят в Бога, 6% верят в Бога иногда, 30% не верят в Бога, но верят в высшую силу.
- 49% верят в эффективность молитвы, 90% согласны с утверждением ученых степеней в аюрведической медицине.
-
Религиозные убеждения в Великобритании
- 65% ученых идентифицировали себя как нерелигиозных.
- 12% регулярно посещают религиозные службы.
- 73% ученых верят в основополагающие истины религий, 27% верят в Бога, 38% верят в высшую силу.
-
Общественное отношение к науке в разных культурах
- В Америке общественное отношение к науке более благоприятное, чем в Европе, России и Японии.
- Религиозность не всегда подрывает интерес к научным темам.
- Люди склонны использовать как естественные, так и сверхъестественные объяснения.
-
Европа
- В Северной Ирландии наблюдается положительная взаимосвязь между христианством и наукой.
- В Швеции распространены паранормальные явления, несмотря на нерелигиозность.
- В Европе креационизм не является исключительно американским явлением.
-
Соединенные Штаты
- В США восприятие конфликта с наукой связано с восприятием убеждений других людей.
- Большинство религиозных людей не видят конфликта между наукой и религией.
- Большинство нерелигиозных людей также верят в сверхъестественные явления.
-
Религиозные и научные взгляды в США
- Большинство религиозных групп не видят конфликта с наукой.
- Большинство евангелистов не рассматривают науку и религию как конфликтующие.
- Большинство американцев поддерживают научные исследования и ученых.
-
Конфликты и сотрудничество
- В США биологическая эволюция является единственным примером конфликта с наукой.
- Большинство студентов колледжей не видят конфликта между наукой и религией.
- Люди, не имеющие религиозной принадлежности, не более склонны к верованиям Нью-эйдж.
-
Книги и статьи о религии и науке
- Эйнштейн о религии и науке в книге «Идеи и мнения» (1954)
- «Оксфордский справочник по религии и науке» Филипа Клейтона и Закари Симпсона (2006)
- Барр, Стивен М. «Верующий ученый: Очерки о науке и религии» (2016)
- Брук, Джон Х. «Наука в теистическом контексте: когнитивные измерения» (2001)
- Брук, Джон Х. «Наука и религия: некоторые исторические перспективы» (1991)
- Бунге, Марио «В погоне за реальностью: борьба за реализм»
- Кавано, Уильям Т. и Джеймс К. А. Смит «Эволюция и грехопадение» (2017)
- Кук, Мелвин Алонсо и Мелвин Гарфилд Кук «Наука и мормонизм» (1967)
- Крисп, Томас М. и др. «Неврология и душа» (2016)
- Хайш, Бернард «Теория Бога» (2006)
- Харпер, Шарон М.П. «Лаборатория, храм и рынок» (2000)
- Харрисон, Питер «Кембриджский журнал «Компаньон по науке и религии» (2010)
- Хаксли, Томас Генри «Наука и еврейская традиция» (1897)
- Джонстон, Говард Эгнью «Научная вера» (1904)
- Ленэрс, вас понял «Сон Навуходоносора» (2007)
- Нельсон, Томас Л. «Научные аспекты мормонизма» (1904)
- Оорд, Томас Джей «Божественная благодать и зарождающееся творение» (2009)
- Оорд, Томас Джей «Наука любви» (2003)
- Рестиво, Сэл «Социальные связи физики, мистицизма и математики» (1983)
- Ричардсон, Марк и Уэсли Уайлдман «Религия и наука: история, метод, диалог» (1996)
- Это уловка, Майкл «Может ли дарвинист быть христианином?» (2000)
- Это уловка, Майкл «Наука и духовность» (2010)
- Соллередер Б. и Макграт А. «Новые голоса в науке и теологии» (2022)
- Шпирер, Евгений «Аргументы о Боге-из-промежутков» (2019)
- Стамп, Джей Би и Алан Дж. Паджетт «The Blackwell Companion to Science and Christianity» (2012)
- Уолш, Джеймс Дж. «Папы и наука» (1908)
- Уотерс, Ф. W. «Вход и выход: примирение науки и религии» (1967)
- Уилбер, Кен «Брак разума и души» (1999)
-
Внешние ссылки и ресурсы
- Форум «БиоЛогос»: Наука и вера в диалоге
- Испытание веры – От Института науки и религии имени Фарадея
- Counterbalance.org : Проект «Наука и религия»
- «Вера и разум» – веб-сайт об исторических отношениях между наукой и религией, PBS
- Религия и наука в исторической перспективе, автор Тед Дэвис
- Неужели наука убивает Душу? – Дискуссия с атеистами Ричардом Докинзом и Стивеном Пинкером
- «Смысл жизни» — подборка видеоинтервью с выдающимися учеными
- Столкновение в Кембридже: наука и религия кажутся такими же антагонистичными, как и прежде
- Как общественность разрешает конфликты между верой и наукой
- Журнал религии и науки «Зайгон»
- «Наука и религия» архиепископа Крымского Луки
- Викторианская наука и религия
- Пятая международная конференция «Философия науки и теология»
- INTERS – Междисциплинарная документация по религии и науке
- Междисциплинарный словарь по науке и образованию
- «Наука и религия», дискуссия на BBC Radio 4
- Нам было бы лучше без религии?
- Диалог с профессором Ричардом Докинзом, архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом и профессором Энтони Кенни