Оглавление
- 1 Subaltern (постколониализм)
- 1.1 История термина “subaltern”
- 1.2 Значение термина в постколониальной теории
- 1.3 Критика термина
- 1.4 Применение термина в различных контекстах
- 1.5 Теория постколониализма
- 1.6 Западные интеллектуалы и не-западные формы знания
- 1.7 Колониальная Латинская Америка
- 1.8 Критика академического подхода
- 1.9 Дискурс развития
- 1.10 Субальтерные социальные группы
- 1.11 Полный текст статьи:
- 2 Субальтерн (постколониализм)
Subaltern (постколониализм)
-
История термина “subaltern”
- Антонио Грамши ввел термин “subaltern” для обозначения колониальных народов, исключенных из иерархии власти.
- Термин стал популярным благодаря работам группы историков, исследовавших роль простых людей в истории Индии.
-
Значение термина в постколониальной теории
- Subaltern описывает низшие социальные классы и другие социальные группы, вытесненные на периферию общества.
- В имперской колонии субальтерном является коренной человек без человеческого агентства.
- Термин используется для описания пространства различия, где доступ к культурному империализму ограничен.
-
Критика термина
- Гаятри Спивак предостерегает от чрезмерного использования термина, так как он не всегда применим.
- В марксистской теории термин использовался Грамши как синоним пролетариата.
- Современные исследования указывают на его новое значение в политической теории Грамши.
-
Применение термина в различных контекстах
- Хоми К. Бхабха подчеркивает важность социальных отношений власти в определении субальтерных групп.
- Боавентура де Соуза Сантос применяет термин “subaltern cosmopolitanism” для описания борьбы против неолиберализма и глобализации.
- В Индии субальтернами являются женщины, шудры, далиты и сельские мигранты.
-
Теория постколониализма
- Постколониальная теория изучает доминирование западных методов интеллектуального исследования.
- Эдвард Саид объясняет, как ориентализм породил идеологические основы колониального господства.
- Стюарт Холл утверждает, что культурные дискурсы усиливают западное доминирование над неевропейским миром.
-
Западные интеллектуалы и не-западные формы знания
- Западные интеллектуалы вытесняют не-западные формы знания, такие как миф и фольклор, на периферию интеллектуального дискурса.
- Подчиненные коренные народы вынуждены принимать западные способы познания, чтобы быть услышанными.
-
Колониальная Латинская Америка
- Подчиненные коренные народы адаптировались к колониальной культуре, используя религиозные и служебные фильтры.
- Историк Фернандо Коронил подчеркивает важность взаимодействия с подчиненными, а не доминирования над их голосами.
-
Критика академического подхода
- Белл Хукс критикует академиков за стремление узнать о колониализме, но не о собственных объяснениях подчиненных.
- Академики часто переписывают истории подчиненных, создавая свои собственные версии.
-
Дискурс развития
- Основной дискурс развития основан на теории модернизации, где развивающиеся страны должны следовать западным моделям.
- Виктория Лоусон критикует дискурс мейнстримного развития за игнорирование региональных и социальных различий.
-
Субальтерные социальные группы
- Субальтерные социальные группы создают движения, оспаривающие западные модели развития.
- Они используют местное знание для создания альтернативных, неимпериалистических futures.