Оглавление
- 1 Левиафан (книга Гоббса)
- 1.1 История и название
- 1.2 Содержание и структура
- 1.3 Фронтиспис
- 1.4 Часть I: О человеке
- 1.5 Часть II: Содружество
- 1.6 Цель содружества
- 1.7 Суверенные полномочия
- 1.8 Типы государств
- 1.9 Право наследования
- 1.10 Религия
- 1.11 Налогообложение
- 1.12 Экономические теории Гоббса
- 1.13 Христианское содружество
- 1.14 Царство тьмы
- 1.15 Прием и влияние
- 1.16 Издания и переводы
- 1.17 Критические исследования
- 1.18 Внешние ссылки
- 1.19 Полный текст статьи:
- 2 Левиафан (книга Гоббса)
Левиафан (книга Гоббса)
-
История и название
- “Левиафан” написан Томасом Гоббсом в 1651 году.
- Название происходит от библейского Левиафана.
- Книга посвящена структуре общества и законному правительству.
-
Содержание и структура
- Гоббс описывает человеческую природу как движущуюся материю.
- Он утверждает, что высшее благо не существует, и естественное состояние человека – война всех против всех.
- Гоббс формулирует законы природы, которые помогают избежать естественного состояния.
-
Фронтиспис
- Фронтиспис создан Абрахамом Боссе в геометрическом стиле.
- На фронтисписе изображена гигантская фигура, символизирующая союз светского и духовного.
-
Часть I: О человеке
- Гоббс описывает человеческую психологию без высшего блага.
- Он утверждает, что естественное состояние человека – война всех против всех.
- Гоббс формулирует законы природы, помогающие избежать естественного состояния.
-
Часть II: Содружество
- Цель содружества – стремление к собственному сохранению и более довольной жизни.
- Государственное устройство устанавливается через соглашение, где суверен обладает двенадцатью основными правами.
- Суверен не может нарушить соглашение и не может быть обвинен в несправедливости.
-
Цель содружества
- Мир и безопасность
- Суверен имеет право на все, что считает необходимым для их поддержания
-
Суверенные полномочия
- Судить о мнениях и доктринах
- Предписывать нормы гражданского права и собственности
- Быть судьей во всех делах
- Вести войну и заключать мир
- Выбирать советников и должностных лиц
- Награждать и наказывать
- Установить законы о чести и шкале ценностей
-
Типы государств
- Монархия, аристократия, демократия
- Различие в суверене: один человек, собрание всех, собрание части
- Монархия как лучшая с практической точки зрения
-
Право наследования
- Право наследования принадлежит суверену
- В монархии наследование сложнее, чем в других формах правления
- Решение о наследнике остается за нынешним владельцем
- Наследник определяется словами или завещанием
-
Религия
- Суверен имеет право утверждать свою власть в вопросах веры и доктрины
- Гоббс излагает свою религиозную теорию, но полагается на волю суверена
- Гоббс отвергал идею бестелесных субстанций, включая Бога
-
Налогообложение
- Суверен имеет право устанавливать налоги
- Налоги должны быть справедливыми и пропорциональными
-
Экономические теории Гоббса
- Гоббс считал, что равная справедливость включает равное взимание налогов.
- Равенство налогов зависит от равенства долга перед государством.
- Гоббс выступал за государственную поддержку бедных.
-
Христианское содружество
- Гоббс исследовал природу христианского государства.
- Он утверждал, что сверхъестественное откровение не превосходит гражданский закон.
- Гоббс считал, что чудеса прекратились, и доверять можно только библейским книгам.
- Религиозная власть подчинена гражданской.
-
Царство тьмы
- Гоббс критиковал неправильное толкование Священного Писания.
- Он видел злоупотребления в учении о Царстве Божьем в церкви.
- Гоббс критиковал демонологию и поклонение святым.
- Он смешал Писание с религиозной философией греков.
-
Прием и влияние
- Работа Гоббса была отвергнута и дискредитирована.
- Гоббс был объявлен атеистом, но его идеи вдохновили реалистическую теорию международных отношений.
- Энтони Готлиб отметил влияние межконфессиональных конфликтов на политическую философию Гоббса.
- Хью Тревор-Ропер резюмировал содержание книги как “страх, логика, деспотизм”.
-
Издания и переводы
- “Левиафан” Томаса Гоббса, изд. Иэн Шапиро, издательство Йельского университета, 2010.
- “Левиафан”, критическое издание Ноэля Малкольма, издательство Оксфордского университета, 2012.
-
Критические исследования
- Бэгби, Лори М., “Левиафан Гоббса: Руководство для читателя”, Континуум, 2007.
- Баумрин, Бернард Герберт, “Левиафан” Гоббса – интерпретация и критика, Уодсворт, 1969.
- Крэнстон, Морис, “История “Левиафана” сегодня”, 1951.
- Харрисон, Росс, “Шедевр Гоббса, Локка и Путаницы”, Издательство Кембриджского университета, 2003.
- Худ, Фрэнсис Кэмпбелл, “Божественная политика Томаса Гоббса”, Кларендон Пресс, 1964.
- Джонстон, Дэвид, “Риторика Левиафана”, Издательство Принстонского университета, 1986.
- Ньюи, Глен, Путеводитель по философии Рутледжа “Гоббс и Левиафан”, Routledge, 2008.
- Роджерс, Грэм Алан Джон, “Левиафан – современные отклики на политическую теорию Томаса Гоббса”, Thoemmes Press, 1995.
- Шмитт, Карл, “Левиафан в теории государства Томаса Гоббса”, Издательство Чикагского университета, 2008.
- Спрингборг, Патриция, Кембриджский компаньон к “Левиафану” Гоббса, Издательство Кембриджского университета, 2007.
- Виндольф, Фрэнсис Лайман, “Левиафан и естественное право”, Издательство Принстонского университета, 1951.
- Загорин, Перес, “Гоббс и закон природы”, Издательство Принстонского университета, 2009.
-
Внешние ссылки
- Перепечатка с издания 1651 года.
- Левиафан в стандартных электронных книгах.
- Аудиокнига “Левиафан”, доступная на LibriVox.
- Полный текст онлайн по адресу oregonstate.edu.
- Уменьшенная версия “Левиафана” в earlymoderntexts.com.
- Скан издания 1651 года.