Оглавление
- 1 Недвойственность
- 1.1 История и определение недвойственности
- 1.2 Различия между недуализмом и монизмом
- 1.3 Примеры недвойственных традиций
- 1.4 Этимология и определения
- 1.5 Развитие идей недвойственности
- 1.6 Недвойственное осознание
- 1.7 Появление в различных религиозных традициях
- 1.8 Недвойственная реальность
- 1.9 Происхождение недвойственной реальности
- 1.10 Санкхья и йога
- 1.11 Упанишады и санкхья
- 1.12 Буддийские воззрения на недвойственность
- 1.13 Нирвана и просветленный разум
- 1.14 Природа Будды и адвайя
- 1.15 Влияние на буддийские традиции
- 1.16 Учение Будды о Дхарме
- 1.17 Мадхьямака и недвойственность
- 1.18 Йогачара и адьява
- 1.19 Тантрический буддизм
- 1.20 Буддийская тантра и её влияние
- 1.21 Понятие адвайи в тантре
- 1.22 Практики и их цели
- 1.23 Восточноазиатский буддизм
- 1.24 Дзен и его учения
- 1.25 Корейский буддизм
- 1.26 Тибетский буддизм
- 1.27 Дзогчен и ригпа
- 1.28 Карма Лингпа и ригпа
- 1.29 Три высказывания Гараба Дордже
- 1.30 Индуизм и недвойственность
- 1.31 Адвайта-веданта
- 1.32 Три уровня реальности
- 1.33 Парамартхика и Вьявахарика
- 1.34 Пратибхасика
- 1.35 Влияние буддизма на Адвайта-веданту
- 1.36 Различия между Адвайта-ведантой и буддизмом
- 1.37 Вишиштадвайта Веданта
- 1.38 Неоведанта
- 1.39 Адвайта и её интерпретации
- 1.40 Кашмирский шиваизм
- 1.41 Современные индийские традиции
- 1.42 Нео-Адвайта
- 1.43 Другие восточные религии
- 1.44 Западные традиции
- 1.45 Средневековые авраамические религии
- 1.46 Томизм и недвойственность
- 1.47 Еврейский хасидизм и каббала
- 1.48 Западная философия
- 1.49 Недвойственное сознание как общая сущность
- 1.50 Вечная философия
- 1.51 Ориентализм
- 1.52 Научные дебаты
- 1.53 Критика
- 1.54 Отказ от общего основного тезиса
- 1.55 Феноменология
- 1.56 Чистое осознание в медитации
- 1.57 Феноменологический анализ
- 1.58 Дополнительные ресурсы
- 1.59 Полный текст статьи:
- 2 Недвойственность – Arc.Ask3.Ru
Недвойственность
-
История и определение недвойственности
- Недвойственность — это философская и духовная традиция, подчеркивающая отсутствие фундаментальной двойственности в существовании.
- Недвойственность ставит под сомнение границы между “я” и другими, разумом и телом, наблюдателем и наблюдаемым.
- Недвойственность делает упор на непосредственном опыте как пути к пониманию.
-
Различия между недуализмом и монизмом
- Недуализм подчеркивает единство среди многообразия, в то время как монизм утверждает, что реальность основана на единой субстанции.
- Недуализм стремится к более непосредственной, интуитивной форме познания, в то время как монизм сводит многообразие к единому фундаменту.
-
Примеры недвойственных традиций
- Адвайта-веданта фокусируется на осознании единства между индивидуальным “я” и высшей реальностью.
- Дзен-буддизм подчеркивает непосредственное переживание взаимосвязанности.
- Дзогчен подчеркивает признание врожденной природы, свободной от дуалистических ограничений.
- Даосизм воплощает недвойственность, подчеркивая гармонию и взаимосвязь всех явлений.
-
Этимология и определения
- “Дуальный” происходит от латинского “duo”, “недвойственный” означает “не-два”.
- “Адвайта” означает “не-два” или “единое без второго”.
- “Адвайя” означает “идентичность, уникальность, а не две, без единого второго”.
- Недвойственность — это нечеткое понятие, для которого можно найти множество определений.
-
Развитие идей недвойственности
- Индийские идеи недвойственного осознания развивались как спекуляции протосанкхьи в аскетической среде.
- В первом тысячелетии нашей эры в буддийских школах Мадхьямака и Йогачара наблюдалось движение к постулированию основополагающей “основы единства”.
-
Недвойственное осознание
- Недвойственное осознание занимает центральное место в традициях созерцательной мудрости.
- Это состояние сознания, которое лежит на заднем плане всех сознательных переживаний.
- Сознание как таковое — это неконцептуальное недвойственное осознание, которое осознает пракрити и когнитивный аппарат.
-
Появление в различных религиозных традициях
- Различные теории и концепции, связанные с недвойственностью, преподаются в различных религиозных традициях.
- К ним относятся ранний индийский аскетизм, “Шуньявада” школы Мадхьямака и “Виджнянавада” школы Йогачары.
-
Недвойственная реальность
- Сознание является фундаментальной и единственной реальностью.
- Татхагатагарбха утверждает, что все существа обладают потенциалом стать Буддами.
- Ваджраяна-буддизм включает тибетские традиции дзогчен и Махамудру.
- Восточноазиатские буддийские традиции махаяны, такие как Чистая Земля и дзен, также поддерживают недвойственность.
- Адвайта-веданта Шанкары учит, что Атман — это чистое сознание, а мир нереален.
- Недвойственные формы индуистской тантры, включая кашмирский шиваизм и шактизм, также поддерживают недвойственность.
- Даосизм учит идее единой тонкой универсальной силы, называемой Дао.
- Христианские мистики, такие как Мейстер Экхарт и Джулиан из Норвича, также пропагандируют недвойственный опыт.
- Суфизм и еврейская каббала также поддерживают недвойственность.
-
Происхождение недвойственной реальности
- Недвойственная реальность берет начало в древнеиндийской философской мысли.
- В Ригведе и Упанишадах упоминаются идеи недифференцированного существования.
- Иша-упанишада описывает божественное существо как неподвижное, но быстрое и превосходящее все дихотомии.
-
Санкхья и йога
- Санкхья — дуалистическая школа индийской философии, разделяющая реальность на пурушу и пракрити.
- Пуруша — это чистое сознание, независимое и свободное.
- Пракрити — это проявление, состоящее из равновесия трех гун.
- Джива — это состояние, в котором пуруша связан с пракрити.
- Освобождение достигается через прозрение и самоограничение.
-
Упанишады и санкхья
- Упанишады содержат рассуждения на тему протосанкхьи.
- Яджнавалкья и Уддалака Аруни развивают представление о сущности человека как о чистом сознании.
- Катха-упанишада описывает концепцию пуруши и рекомендует путь самопознания, сходный с санкхьей.
-
Буддийские воззрения на недвойственность
- Будда не использовал термин адвайя в ранних текстах, но он встречается в сутрах Махаяны.
- Будда учил медитативному исследованию и недискурсивному вниманию, что отличается от индуистских концепций.
-
Нирвана и просветленный разум
- Нирвана в архаичном буддизме была трансформированным сознанием, которое “остановилось”.
- В Тхераваде ниббана рассматривается как несоставная дхамма, трансцендентная и за пределами дуалистических концепций.
- Светящийся разум ассоциируется с природой Будды и развитием ума в медитации.
-
Природа Будды и адвайя
- Природа Будды (татхагата-гарбха) позволяет живым существам становиться Буддами.
- Адвайя в индийских санскритских текстах означает срединный путь между крайностями.
- В Мадхьямаке адвайя относится к недвойственным отношениям между самсарой и нирваной.
-
Влияние на буддийские традиции
- Концепции недвойственности и природы Будды оказали влияние на различные буддийские школы, такие как Дзогчен и Дзен.
- Мадхьямака адвайя связана с пониманием непостоянства и пустоты, что отличает её от индуистской адвайты.
-
Учение Будды о Дхарме
- Основано на двух истинах: мирских условностях и высшей истине
- Различие между этими истинами важно для понимания учения
-
Мадхьямака и недвойственность
- Мадхьямака отвергает существование абсолютных реальностей
- Высшая реальность — это знание, основанное на деконструкции овеществлений
- Нагарджуна утверждает, что сансара и нирвана пусты и не отличаются друг от друга
-
Йогачара и адьява
- Йогачара утверждает, что реальность недвойственна и основана на сознании
- Существуют три природы переживания: Парикалпита, Паратантра и Паринишпанна
- Для перехода к недвойственному сознанию необходима трансформация сознания
-
Тантрический буддизм
- Тантрический буддизм также подчеркивает недвойственность
- Недвойственное знание, или адваяджняна, освобождает от сансары
-
Буддийская тантра и её влияние
- Буддийская тантра использовала индийские буддийские идеи и недвойственные философии для разработки новых традиций практики и текстов.
- Тантрический буддизм был влиятельным в Китае и тибетском буддизме.
-
Понятие адвайи в тантре
- Адвайя рассматривается как природа Будды, недвойственная и самозарождающаяся Мудрость.
- В тантре нет строгого разделения между священным и мирским, все существа обладают имманентным семенем пробуждения.
- Адвайя также связана с идеей юганаддхи, единства блаженства и пустоты.
-
Практики и их цели
- Буддийские тантры поощряют практики, такие как сексуальные обряды и использование “пяти Амброзий”.
- Эти практики позволяют развивать недвойственное восприятие и достигать адвайя джняны.
-
Восточноазиатский буддизм
- Китайский буддизм испытал влияние индийских философских течений, таких как Мадхьямака и Йогачара.
- Школа Тяньтай учила тройственной истине, рассматривая каждое явление как проявление мудрости Будды.
- Школа Хуаян также придерживалась недвойственных доктрин, таких как взаимное сдерживание и взаимопроникновение всех явлений.
-
Дзен и его учения
- Философия природы Будды и Йогачары повлияла на Чань и дзэн.
- Учения Дзэн выражаются через полярности: природа Будды – шуньята, абсолютное – относительное.
- Постоянное размышление о коанах приводит к кэнсе, первоначальному прозрению в природе Будды.
-
Корейский буддизм
- Полярность абсолютного и относительного выражается как “сущность-функция”.
- В корейском буддизме сущность-функция также выражается как “тело” и “функции тела”.
-
Тибетский буддизм
- Школа Гелугпа придерживается точки зрения адьява Прасангика Мадхьямака.
- Шентонг и рангтонг представляют эссенциалистскую и номиналистическую позиции в тибетском буддизме.
- Шентонг считает, что природа ума пуста от всего ложного, но не от безграничных качеств Будды.
-
Дзогчен и ригпа
- Дзогчен фокусируется на непосредственном переживании недвойственного осознавания (ригпа).
- Ригпа — это чистый свет, свободный от загрязнений.
- Медитация помогает осознать, что мысли пусты.
-
Карма Лингпа и ригпа
- Карма Лингпа открыл “Самоосвобождение через видение с обнаженным осознанием”.
- В тексте описывается единство различных терминов, обозначающих недвойственность.
-
Три высказывания Гараба Дордже
- Гараб Дордже изложил учение Дзогчен в трех принципах.
- Эти принципы описывают развитие, которое должен пройти студент.
-
Индуизм и недвойственность
- Веданта включает несколько школ, основанных на Санкхье, но с различными формами недвойственности.
- Адвайта-веданта наиболее известна, но другие школы также имеют влияние.
-
Адвайта-веданта
- Адвайта-веданта утверждает, что Атман и Брахман едины.
- Брахман — это высшая Реальность, стоящая за разнообразием Вселенной.
- Атман — это универсальное сознание, идентичное Брахману.
-
Три уровня реальности
- Адвайта-веданта выделяет три уровня онтологической реальности: Атман, Брахман и Вселенная.
- Атман и Брахман неразличимы, и все существа объединены в единую Реальность.
-
Парамартхика и Вьявахарика
- Парамартхика — метафизически истинная и онтологически точная реальность.
- Вьявахарика — эмпирическая реальность, меняющаяся со временем.
-
Пратибхасика
- Пратибхасика — кажущаяся реальность, основанная на воображении.
-
Влияние буддизма на Адвайта-веданту
- Адвайта-веданта заимствовала некоторые диалектические методы у буддизма Махаяны.
- Гаудапада и Шанкара согласовали идеи Гаудапады с Упанишадами.
- Буддийский термин “виджняпти-матра” используется как “читта-матра”.
-
Различия между Адвайта-ведантой и буддизмом
- Адвайта-веданта признает Атман как самоочевидную истину.
- Буддизм придерживается доктрины взаимозависимого происхождения.
-
Вишиштадвайта Веданта
- Вишиштадвайта учит недвойственности единого целого.
- Брахман характеризуется множественностью, но является основой всех различий.
-
Неоведанта
- Неоведанта — современная интерпретация индуизма, основанная на Адвайта-веданте.
- Вивекананда адаптировал индуизм для западной аудитории.
- Неоведанта примиряет дуализм и недуализм.
-
Адвайта и её интерпретации
- Адвайта означает “духовный недуализм” или “абсолютизм”.
- Противоположности рассматриваются как проявления Абсолюта.
- Неоведанта была принята теософами и Христианской наукой.
-
Кашмирский шиваизм
- Основан на монистической интерпретации Бхайрава-тантр.
- Утверждает, что вытеснил дуалистическую шива-сиддханту.
- Видит феноменальный мир как проявление Вселенского Сознания.
-
Современные индийские традиции
- Изначальное осознание связано с традициями натхов, наянаров и Сант-Мата.
- Натха-сампрадая и Инчегери-сампрадая оказали влияние на западе.
-
Нео-Адвайта
- Основана на западной интерпретации Адвайта-веданты.
- Подвергалась критике за немедиатизм и отсутствие подготовительных практик.
-
Другие восточные религии
- Сикхизм: некоторые сикхи предполагают дуализм, но есть и недвойственные толкования.
- Даосизм: концепция “ву-вэй” пересекается с недвойственностью.
-
Западные традиции
- Современное направление мысли рассматривает недвойственное сознание как универсальное.
- Центральные элементы: неоплатонизм, христианское созерцание и апофатическая теология.
-
Средневековые авраамические религии
- Христианское созерцание и мистицизм: созерцательная молитва и апофатическая теология.
- “Облако неведения” пропагандирует мистические отношения с Богом через сердце.
-
Томизм и недвойственность
- Томизм считает единство Бога абсолютным, двойственность субъекта и предиката возможна только по аналогии.
- Тетраграмматон включает предикат, чья сущность является подлежащим.
-
Еврейский хасидизм и каббала
- Недвойственность проявляется в средневековой еврейской текстовой традиции.
- Иудаизм содержит мистическую традицию, основанную на “бесконечности” и “священном небытии”.
- Каббала новаторски интерпретирует монотеизм, отрицая существование вне Бога.
-
Западная философия
- Пантеизм Спинозы объединяет божественность с материальным миром.
- Ницше исследовал преодоление дуалистических концепций.
-
Недвойственное сознание как общая сущность
- Олдос Хаксли популяризировал понятие общего мистического ядра.
- Элиас Амидон описывает это ядро как “неописуемую, но узнаваемую реальность”.
- Ренар предпочитает термин “недвойственность” вместо “монизма”.
-
Вечная философия
- Вечная философия уходит корнями в неоплатонизм.
- Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола внесли вклад в эту идею.
-
Ориентализм
- Западный мир знаком с индийскими религиями с конца XVIII века.
- Первый перевод Упанишад появился в 1785 году.
-
Научные дебаты
- Изучение религиозного опыта восходит к Уильяму Джеймсу.
- Религиозный эмпиризм подвергался критике, но остается важным.
-
Критика
- Понятие “опыт” подвергалось критике за западное происхождение.
- “Чистого опыта” не существует, любой опыт опосредован интеллектуальной деятельностью.
-
Отказ от общего основного тезиса
- “Тезис об общем ядре” критикуется за невозможность непосредственного опыта.
- Янделл выделяет различные “религиозные переживания” и их феноменологическое содержание.
-
Феноменология
- Недвойственное осознание, также называемое чистым сознанием, является темой феноменологических исследований.
- Чистое сознание проявляется в продвинутых состояниях медитации.
-
Чистое осознание в медитации
- Чистое осознание проявляется в продвинутых состояниях медитации
- Отличается от работы ума и состоит в “ничего, кроме того, что можно увидеть из того, что можно увидеть”
-
Феноменологический анализ
- Гамма и Метцингер (2021) выделяют двенадцать факторов чистого осознавания
- Включают ясность, пустоту, неэгоистическое самоосознание и сознание свидетеля
-
Дополнительные ресурсы
- Один вкус
- Пустота
- Рекомендации
- Записи
- Цитаты
- Цитируемые работы
- [самиздатовский источник]