Оглавление
- 1 Христианство в 1 веке
- 1.1 Раннее христианство
- 1.2 Этимология и происхождение
- 1.3 Жизнь и служение Иисуса
- 1.4 Источники и историчность
- 1.5 Разногласия по поводу жизни и учения Иисуса
- 1.6 Иисус как еврейский апокалиптический пророк
- 1.7 Служение и эсхатологические ожидания
- 1.8 Смерть и воскрешение
- 1.9 Еврейское христианство
- 1.10 Иерусалимская экклезия
- 1.11 Убеждения и обычаи
- 1.12 Христология
- 1.13 Ранняя христология
- 1.14 Эсхатологические ожидания
- 1.15 Ангелы и дьяволы
- 1.16 Практика
- 1.17 Праздник любви и Евхаристия
- 1.18 Святое целование
- 1.19 Головной убор
- 1.20 Мытье ног
- 1.21 Литургия
- 1.22 Зарождающаяся церковь
- 1.23 Расцвет раннего христианства
- 1.24 Эллинизированные евреи и миссионерская деятельность
- 1.25 Павел и привлечение язычников
- 1.26 Проблемы с еврейской идентичностью
- 1.27 Смерть и воскресение Иисуса
- 1.28 Иерусалимский собор и смягчение требований
- 1.29 Преследования и развитие библейского канона
- 1.30 Ветхий Завет и Септуагинта
- 1.31 Ранние христианские каноны
- 1.32 Новый Завет
- 1.33 Ранние православные писания
- 1.34 Раскол с иудаизмом
- 1.35 Более поздний отказ от иудейского христианства
- 1.36 Временная шкала
- 1.37 Кризис 37-41 годов при Калигуле
- 1.38 Миссии Варнавы и Павла
- 1.39 Ирод Агриппа II и Иерусалимский собор
- 1.40 Павел и его миссионерские путешествия
- 1.41 Ранние христианские центры и преследования
- 1.42 Ранние христианские тексты и документы
- 1.43 Ранние христианские лидеры и события
- 1.44 Дополнительные послания и евангелия
- 1.45 Поздние христианские центры и события
- 1.46 Распространение христианства
- 1.47 Книги по Новому Завету
- 1.48 Книги по ранней истории христианства
- 1.49 Общие работы по Новому Завету
- 1.50 Внешние ссылки
- 1.51 Полный текст статьи:
- 2 Христианство в I веке
Христианство в 1 веке
-
Раннее христианство
- Возникло из эсхатологического служения Иисуса
- Апостол Павел начал обращать язычников
- В Иерусалиме существовала раннехристианская община
-
Этимология и происхождение
- Ранние иудейские христиане называли себя “Путем”
- Термин “христианин” впервые использован в Антиохии
- Христианство возникло как секта иудаизма в Римской Палестине
-
Жизнь и служение Иисуса
- Посещение, крещение, искушение, чудеса, притчи, молитва, отказ, преображение, триумфальный въезд, очищение храма, пророчество о втором пришествии, помазание, прощальная речь, арест, суд, самобичевание, терновый венец, сошествие с креста, погребение, адские муки, пустая могила, дорога в Эммаус, большое поручение, восхождение, дорога в Дамаск, видение Иоанна
-
Источники и историчность
- Христианские источники содержат подробные рассказы об Иисусе
- Нехристианские источники включают еврейские и римские источники
- Историки признают существование Иисуса, но расходятся в деталях
-
Разногласия по поводу жизни и учения Иисуса
- Ученые расходятся во мнениях о точности описаний жизни Иисуса в Евангелиях.
- Существуют разные точки зрения: от безошибочных описаний до сомнений в исторической достоверности.
- Евангелия содержат мало исторической информации, кроме основных сведений.
-
Иисус как еврейский апокалиптический пророк
- Современная наука связывает Иисуса с еврейской традицией.
- Наиболее распространенное понимание Иисуса как еврейского апокалиптического пророка.
- Другие портреты: харизматичный целитель, философ-циник, еврейский мессия.
-
Служение и эсхатологические ожидания
- Служение Иисуса начинается с крещения и заканчивается Тайной вечерей.
- В Евангелии от Луки говорится, что Иисусу было около 30 лет в начале служения.
- В Синоптических Евангелиях центральное место занимает еврейская эсхатология.
- Иисус говорит о пришествии “Сына Человеческого” и грядущем суде и искуплении Израиля.
-
Смерть и воскрешение
- Жизнь Иисуса оборвалась после распятия.
- Ранние последователи верили в телесное воскресение Иисуса.
- Консервативные ученые представляют явления как реальные, либеральные — как духовидческие.
-
Еврейское христианство
- Период от смерти Иисуса до смерти последнего апостола называется апостольской эпохой.
- Первые христиане были еврейской сектой с апокалиптической эсхатологией.
- Они считали Иисуса Господом и ожидали его второго пришествия.
-
Иерусалимская экклезия
- Иерусалимская община была центром всех церквей.
- Петр был первым лидером, затем его сменил Иаков Праведный.
- Община бежала в Пеллу с началом Первой иудейско-римской войны.
-
Убеждения и обычаи
- Вероучения апостольской общины основаны на устных преданиях и Евангелиях.
- Символ веры был составлен в Иерусалимской общине не позднее 40-х годов.
- В ранней Церкви развились две христологии: “низкая” и “высокая”.
-
Христология
- “Низкая христология” — вера в то, что Иисус был возвышен Богом после воскресения.
- “Высокая христология” — вера в воплощение Иисуса в телесном облике.
-
Ранняя христология
- Высокая христология: Иисус был предсуществующим божественным существом, ставшим человеком и исполнившим волю Отца.
- Почитание Иисуса как божественного зародилось в раннем еврейском христианстве.
-
Эсхатологические ожидания
- Первые последователи Иисуса ожидали немедленного наступления Царства Божьего.
- Вера в воскресение Иисуса превратилась в веру в его мессианский статус и Второе Пришествие.
- Ожидание немедленной награды на небесах после смерти сменилось ожиданием будущего божественного царства.
-
Ангелы и дьяволы
- Ранние христиане верили в ангелов, возвещавших о рождении, воскресении и вознесении Иисуса.
- Сатана появлялся в Новом Завете для обвинения людей в грехе.
-
Практика
- Первые последователи продолжали посещать храм и совершать еврейскую литургию.
- Крещение, пост, почитание Торы и соблюдение еврейских святых дней были частью практики.
-
Праздник любви и Евхаристия
- Праздник любви включал общие трапезы.
- Евхаристия стала отдельной от Праздника любви между второй половиной 1-го века и 250 годом.
-
Святое целование
- Святое целование стало христианским учением, а не культурной практикой.
- Поцелуй совершался совместно с благословениями и стал ассоциироваться с Евхаристией.
-
Головной убор
- Женщины-христианки продолжали носить головные уборы.
- Тертуллиан и Ипполит Римский определяли тип покрывала.
-
Мытье ног
- Омовение ног было регулярной частью богослужения.
- Омовение ног совершалось с помощью таза и льняного полотенца.
-
Литургия
- Литургический ритуал был основан на еврейской Пасхе и синагогальных службах.
- Воскресенье стало основным днем богослужения через двадцать лет после смерти Иисуса.
-
Зарождающаяся церковь
- Ранние иудейские христиане привлекали прозелитов.
- Христианская миссионерская деятельность распространялась по всей Римской империи и за её пределами.
- Раннее Евангельское послание распространялось устно на арамейском и греческом языках.
-
Расцвет раннего христианства
- Апостолы и проповедники путешествовали по еврейским общинам, привлекая новообращенных.
- К 100 году было создано более 40 церквей, большинство в Малой Азии и Греции.
-
Эллинизированные евреи и миссионерская деятельность
- Эллинизированные евреи, принадлежавшие к раннему иерусалимскому движению Иисуса, сыграли важную роль в привлечении нееврейской аудитории.
- В Антиохии началась миссия к язычникам, включая Павла, что изменило характер раннего христианства.
-
Павел и привлечение язычников
- Павел, бывший гонитель ранних иудейских христиан, стал “Апостолом язычников”.
- Павел поддерживал контакты с раннехристианской общиной в Иерусалиме.
- Павел распространял христианство в Эфесе, Коринфе, Филиппах и Фессалонике.
-
Проблемы с еврейской идентичностью
- Приобщение язычников создало проблему для еврейской идентичности.
- Новообращенные язычники не обязаны были проходить обрезание или соблюдать закон Моисея.
- Павел возражал против соблюдения всех иудейских заповедей, считая это угрозой своему учению.
-
Смерть и воскресение Иисуса
- Павел считал, что смерть и воскресение Иисуса решили проблему исключения язычников из Божьего завета.
- Павел утверждал, что верующие искуплены участием в смерти и воскресении Иисуса.
-
Иерусалимский собор и смягчение требований
- Павел посетил Иерусалимский собор, где обсуждалось его Евангелие.
- Собор разрешил новообращенным язычникам освобождаться от большинства еврейских заповедей.
- Смягчение требований христианства Павла открыло путь для более крупной христианской церкви.
-
Преследования и развитие библейского канона
- Гонения на христиан в Римской империи продолжались более двух столетий.
- Первое гонение на христиан произошло при императоре Нероне в 64 году н.э.
- Окончательное единообразие литургических служб утвердилось после установления библейского канона.
-
Ветхий Завет и Септуагинта
- Библейский канон начинался с еврейских Священных Писаний.
- Греческий перевод еврейских Священных писаний Койне, известный как Септуагинта, был доминирующим переводом.
-
Ранние христианские каноны
- Вриеннийский список (100 г. н. э.) включает еврейские священные писания.
- Мелитон Сардийский уточнил ранний канон.
- Иероним выступал за строгое следование еврейскому тексту.
-
Новый Завет
- Включает канонические Евангелия, Деяния, послания апостолов и Откровение.
- Написан на греческом койне между 45 и 120 гг. н. э.
- Не был определен как “канонический” до 4-го века.
-
Ранние православные писания
- Включают послания апостольских отцов, таких как Климент Римский и Игнатий Антиохийский.
- “Дидахе” и “Пастырь Ермы” также относятся к трудам апостольских отцов.
-
Раскол с иудаизмом
- Раскол между христианами-язычниками и иудео-христианами произошел постепенно.
- Разрушение Иерусалима и восстание Бар-Кохбы усилили разрыв.
- Джамнийский собор не осудил христианство, но евреи-христиане продолжали богослужения в синагогах.
-
Более поздний отказ от иудейского христианства
- Иудейские христиане придерживались схожей веры, но не считались еретиками до IV века.
- Эбиониты были отколовшейся группой, чьи разногласия привели к осуждению.
- Истинный конец древнееврейского христианства наступил в 5 веке.
-
Временная шкала
- 6 г. н.э. Иудейский царь Ирод Архелай свергнут, Иудея присоединена к Риму.
- Около 4 года до н. э. Иисус родился в Вифлееме.
- 7-26 гг. н.э. Короткий мирный период в Иудее и Галилее.
- 30-36 гг. н.э. Иисус был распят, христиане верят в его воскресение.
- 34 г. н.э. Филипп крестит новообращенного в Газе.
- 39 г. н.э. Петр проповедует перед язычниками в доме Корнилия.
-
Кризис 37-41 годов при Калигуле
- Марк отправляется в Египет
- Иаков Великий проповедует в Испании, казнен Иродом Агриппой I
- Феуда обезглавлен за предсказание о разделении реки Иордан
-
Миссии Варнавы и Павла
- Миссия на Кипр, в Писидийскую Антиохию, Иконию, Листру и Дервию
- Павел начинает первое миссионерское путешествие в Малую Азию
-
Ирод Агриппа II и Иерусалимский собор
- Ирод Агриппа II назначен царем Иудейским
- Иерусалимский собор о принятии язычников в Церковь
-
Павел и его миссионерские путешествия
- Павел начинает второе миссионерское путешествие через Малую Азию и Грецию
- Павел начинает третье миссионерское путешествие
-
Ранние христианские центры и преследования
- Томас основывает раннехристианскую церковь в Индии
- Павел арестован и заключен в тюрьму в Кесарии
- Павел проповедует на Мальте и в Риме
-
Ранние христианские тексты и документы
- Q документ, гипотетический греческий текст
- Фаддей основывает христианскую церковь Армении
- Первая иудейско-римская война, разрушение храма Ирода
-
Ранние христианские лидеры и события
- Симеон, 2-й епископ Иерусалима, распят при Траяне
- Нерон обвиняет христиан и преследует их
- Папа Линус, первый греческий папа, сменивший Линуса
-
Дополнительные послания и евангелия
- Дополнительные послания Павла
- Евангелие от Марка, написанное в Риме
- Евангелие от Матфея, теоретически основанное на евангелиях от Марка и Q
- Евангелие от Луки, теоретически основанное на евангелиях от Марка и Q
-
Поздние христианские центры и события
- Климент, четвертый Episcopus Romanus, написал послание к римлянам
- Евангелие от Иоанна и послания Иоанна
- Книга Откровения, написанная Иоанном
-
Распространение христианства
- Первые христиане в Тунисе и Галлии
- Появление первых христиан в Монако, Мавритании Цезарианской и королевстве Анурадхапура
- Миссионер отправляется в Арбелу
-
Книги по Новому Завету
- Малина, Брюс Дж.: Мир Нового Завета: взгляд с позиций культурной антропологии, 3-е издание, Вестминстер Джон Нокс Пресс, Луисвилл (Кентукки), 2001
- Малина, Брюс Дж.: Социологический комментарий к Евангелию от Иоанна, Издательство “Аугсбургская крепость”, Миннеаполис, 1998
- Малина, Брюс Дж.: Социологический комментарий к Синоптическим Евангелиям, Издательство “Аугсбургская крепость”, Миннеаполис, 2003
-
Книги по ранней истории христианства
- Маккекни, Пол: Первые века христианства: взгляд на Раннюю Церковь, Аполлос, 2001, ISBN 0-85111-479-2
- Штегеман, Эккехард и Штегеман, Вольфганг: Движение Иисуса: социальная история его первого столетия, Издательство “Аугсбургская крепость”, Миннеаполис, 1999
- Штегеман, Вольфганг: Евангелие и бедные, Крепостной пресс, Миннеаполис, 1984, ISBN 0-8006-1783-5
-
Общие работы по Новому Завету
- Тиссен, Генри К.: Введение в Новый Завет, издательство “Эрдманс Паблишинг Компани”, Гранд-Рапидс, 1976
- Уилсон, Барри А.: “Как Иисус стал христианином”, Ст. Издательство Мартина, 2008, ISBN 978-0-679-31493-6
- Райт, Нью-Йорк: “Новый несовершенный Иисус”, в журнале “Христианство сегодня”, 1993-09-13
- Зан, Теодор: “Введение в Новый Завет”, английский перевод, Эдинбург, 1910
-
Внешние ссылки
- Читальный зал Нового Завета с обширными онлайновыми ресурсами Нового Завета (включая комментарии), семинария в Тиндейле
- Научные статьи по Новому Завету из библиотеки Висконсинской лютеранской семинарии
- Интернет-справочник по древней истории: Происхождение христианства, архивированный 2014-08-27 в the Wayback Machine
- Руководство по документам Ранней Церкви