Оглавление
- 1 Бог Не Велик
- 1.1 Книга “Бог не велик”
- 1.2 Основные тезисы
- 1.3 Критика религии
- 1.4 Запрет на свинину
- 1.5 Враждебность к медицине
- 1.6 Метафизические притязания религии
- 1.7 Аргументы в пользу дизайна
- 1.8 Кошмар Ветхого Завета
- 1.9 “Новый” Завет Превосходит Зло “Ветхого”
- 1.10 Критика Луки и исторических событий
- 1.11 Критика фильма “Страсти Христовы”
- 1.12 Критика Библии
- 1.13 Критика ислама
- 1.14 Критика чудес
- 1.15 Критика формирования религий
- 1.16 Критика вечности религий
- 1.17 Критика нравственности религий
- 1.18 Критика “восточного” решения
- 1.19 Критика аморальности религий
- 1.20 Критика жестокого обращения с детьми
- 1.21 Критика контраргументов
- 1.22 Критика интеллектуалов
- 1.23 Заключение
- 1.24 Критический прием
- 1.25 Негативная критика
- 1.26 История продаж
- 1.27 Полный текст статьи:
- 2 Бог не велик
Бог Не Велик
-
Книга “Бог не велик”
- Книга Кристофера Хитченса, опубликованная в 2007 году
- Выступает против организованной религии
- Первоначально опубликована в Великобритании и США
-
Основные тезисы
- Религия насильственна, иррациональна и нетерпима
- Связана с расизмом, трайбализмом и фанатизмом
- Невежественна и враждебна свободе исследования
- Презирает женщин и принуждает к детям
- Сектантская и должна иметь много вины на совести
-
Критика религии
- Религия не довольствуется заявлениями о загробном мире
- Вмешивается в жизнь неверующих
- Примеры из личного опыта Хитченса
-
Запрет на свинину
- Запрет на употребление в пищу свиней в иудаизме и исламе
- Основан на запрете человеческих жертвоприношений
-
Враждебность к медицине
- Религии враждебны к лечению болезней
- Примеры из мусульманской и католической общин
- Религиозные лидеры как “целители верой”
-
Метафизические притязания религии
- Сильная вера ушла в прошлое
- Религия устаревает как объяснение
- Прыжок в веру становится труднее
-
Аргументы в пользу дизайна
- Авраамические религии поощряют низкую самооценку
- Суеверия обладают “естественным преимуществом”
- Примеры из Ветхого Завета
-
Кошмар Ветхого Завета
- Анахронизмы и несоответствия в Ветхом Завете
- Пятикнижие как плохо продуманный вымысел
- Примеры из Моисея и Второзакония
-
“Новый” Завет Превосходит Зло “Ветхого”
- Мифический Иисус и возможность исторического Иисуса
- Евангелия не являются буквальной истиной
- Библейская непоследовательность как аргумент против существования Иисуса
- Новый Завет как произведение грубой плотницкой работы
-
Критика Луки и исторических событий
- Хитченс указывает на неточности в сопоставлении событий, связанных с рождением Иисуса.
- Перепись при Августе не упоминается в римских источниках, а перепись при Квиринии была проведена позже.
- Ирод умер в 4 году до н.э., а Квириний не был губернатором Сирии в то время.
-
Критика фильма “Страсти Христовы”
- Хитченс называет фильм “мыльной оперой” и критикует его за попытки возложить вину за смерть Иисуса на евреев.
- Он утверждает, что Евангелия не являются историческими записями и содержат противоречия.
-
Критика Библии
- Хитченс указывает на противоречия и безграмотность Нового Завета, которые не объясняются иначе, как метафорой.
- Он критикует библейское воззвание “кто из вас без греха, пусть первым бросит камень” и его подтекст.
-
Критика ислама
- Хитченс утверждает, что Коран не имеет сверхъестественного происхождения и был заимствован из других религиозных текстов.
- Он выявляет сходство между исламом и христианством и плагиат еврейской веры.
-
Критика чудес
- Хитченс утверждает, что сверхъестественных чудес не существует и никогда не было.
- Он использует пример Матери Терезы, чтобы показать, как чудеса могут быть основаны на мифе или лжи.
-
Критика формирования религий
- Хитченс утверждает, что большинство религий основаны коррумпированными и аморальными личностями.
- Он приводит примеры культов карго, мормонизма и других религий.
-
Критика вечности религий
- Хитченс показывает, что некоторые религии не вечны, как они утверждают.
- Он рассматривает примеры миллеризма и Саббатая Севи.
-
Критика нравственности религий
- Хитченс утверждает, что религиозные люди не более добродетельны, чем нерелигиозные.
- Он приводит примеры борьбы против рабства и Авраама Линкольна.
-
Критика “восточного” решения
- Хитченс отвергает идею поиска просветления через нирвану.
- Он критикует индуистский и буддийский феодализм и насилие в Тибете и Шри-Ланке.
-
Критика аморальности религий
- Хитченс рассматривает пять аспектов религий, которые являются “положительно аморальными”.
- Он критикует ложную картину мира, кровавые жертвоприношения, доктрину искупления и другие аспекты.
-
Критика жестокого обращения с детьми
- Хитченс критикует использование религии для причинения вреда детям, приводя примеры калечащих операций и обрезания.
-
Критика контраргументов
- Хитченс опровергает аргумент, что аморальные поступки совершали атеисты, такие как Сталин.
- Он показывает, что религия играла ключевую роль в тоталитарных режимах.
-
Критика интеллектуалов
- Хитченс утверждает, что многие выдающиеся интеллектуалы были атеистами или агностиками.
- Он описывает, как эти люди боролись с негативным влиянием религии.
-
Заключение
- Хитченс утверждает, что человечество больше не нуждается в религии в той степени, как раньше.
- Он призывает к уменьшению роли религии и увеличению роли науки и разума.
-
Критический прием
- Майкл Кинсли высоко оценил логические изыски и головоломки Хитченса.
- Брюс Десильва назвал книгу лучшим произведением атеистического жанра со времен Бертрана Рассела.
- Kirkus Reviews отметил “приятно несдержанную атаку на организованную религию”.
- Мэтт Бьюкенен назвал книгу “оглушительной 300-страничной канонадой”.
- Джейсон Коули из Financial Times назвал книгу “элегантной, но производной”.
-
Негативная критика
- Дэвид Бентли Харт охарактеризовал книгу как “разухабистый бурлеск”.
- Стивен Протеро из The Washington Post счел книгу “невыносимо догматичной”.
- Питер Берковиц из Гуверовского института отметил, что наука дарвинизма совместима с религиозными верованиями.
- Уильям Дж. Хэмблин раскритиковал Хитченса за искажение Библии.
- Дэниел К. Питерсон подверг критике точность утверждений Хитченса.
- Кертис Уайт из Salon назвал книгу “интеллектуально постыдной”.
-
История продаж
- Книга была опубликована 1 мая 2007 года и разошлась тиражом в 1000 экземпляров за неделю.
- 2-е место в списке бестселлеров Amazon и 1-е место в списке бестселлеров “Нью-Йорк Таймс”.