Проблема зла

Проблема зла Проблема зла Философский вопрос о примирении зла и страданий с всемогущим, всеблагим и всеведущим Богом   Проблема зла важна […]

Проблема зла

  • Проблема зла

    • Философский вопрос о примирении зла и страданий с всемогущим, всеблагим и всеведущим Богом  
    • Проблема зла важна для теологии, этики и других областей философии  
  • Определения зла

    • Широкое понятие зла включает любую боль и страдание  
    • Узкое понятие зла предполагает моральное осуждение и применимо к моральным деятелям  
    • Зло может быть определено как причинение значительного вреда без морального оправдания  
  • Универсальные качества Бога

    • Всеведение: максимальное знание, ограниченное познаваемым  
    • Всемогущество: максимальная сила, имеющая логические и временные ограничения  
    • Всеблагость: Бог действует в соответствии с наилучшим, но не может создать невозможное  
  • Защита и теодицея

    • Защита: попытки обратиться к логическому аргументу зла  
    • Теодицея: поиск правдоподобного оправдания зла  
  • Секуляризм

    • Философ Форрест Э. [SEP] рассматривает проблему зла в секулярном контексте  
  • Проблема зла и её формулировки

    • Проблема зла возникает при попытке объяснить существование зла и его связь с миром.  
    • Любой опыт, ставящий под сомнение порядок мира, может рассматриваться как зло.  
    • Люди нуждаются в объяснениях зла для поддержания социальных структур.  
  • Логическая проблема зла

    • Проблема зла возникла у Эпикура и Юма.  
    • Логический аргумент от зла утверждает, что если Бог существует, то зла не должно быть, но оно есть.  
    • Современные версии проблемы включают ограничения всемогущества и всеведения Бога.  
  • Очевидная проблема зла

    • Доказательная проблема зла утверждает, что существование зла противоречит теизму.  
    • Примеры включают аргументы Уильяма Л. Роу и Пола Дрейпера.  
    • Скептический теизм оспаривает посылки этих аргументов.  
  • Проблема зла и страдания животных

    • Проблема зла включает страдания животных от природы и человека.  
    • Дарвиновская проблема зла утверждает, что Бог не мог создать мир, полный страданий.  
    • Вторая версия проблемы зла касается страданий, причиняемых людьми.  
  • Светские ответы на проблему зла

    • Питер Киви утверждает, что существует светская проблема зла, даже без веры в Бога.  
    • Психологический эгоизм и плюрализм не являются полностью удовлетворительными объяснениями зла.  
    • Амели Рорти предлагает светские ответы, такие как зло как необходимое и когерентный подход.  
  • Регулирование пороков

    • Мандевиль утверждает, что регулирование пороков, таких как жадность и зависть, способствует прогрессу цивилизации.  
    • Рорти утверждает, что религиозная и светская когерентисты ищут выгоды от вреда, которые перевешивают ущерб.  
  • Необходимость зла

    • Томас Мальтус считал, что природа и Бог не могут быть злом, так как это естественный и необходимый процесс.  
  • Зло как отсутствие добра

    • Платон считал, что зло возникает из-за невнимания к добру.  
    • Августин также утверждал, что зло существует как отсутствие добра.  
  • Пессимизм и иллюзия

    • Шопенгауэр подчеркивал существование зла и его отрицание добра.  
    • Христианская наука утверждает, что зло иллюзорно и не имеет реального существования.  
  • Моральный рационализм

    • В XVII-XVIII веках рационализм о морали отвергал сильные божественные заповеди.  
    • Кант критиковал теодицею за попытки объяснить зло без признания пределов человеческого разума.  
  • Злой Бог

    • Зло может быть объяснено существованием злого Бога.  
    • Католическая церковь считает, что Бог не может быть злым, так как его качества исходят из благости.  
  • Отказ от теодицеи

    • Анти-теологи утверждают, что теодицеи санкционируют зло.  
    • Современные теологи, такие как Альвин Плантинга, сомневаются в возможности решения проблемы зла.  
  • Проблема зла в христианстве

    • Христианство не может дать ответ на вопрос о причинах зла.  
    • Платинга защищает логику теистической веры, а не предлагает теодицею.  
  • Атеистическая точка зрения

    • Атеисты решают проблему зла, отрицая существование Бога.  
    • Дэвид Юм формулирует проблему зла в «Диалогах о естественной религии».  
  • Теистические аргументы

    • Проблема зла актуальна для монотеистических религий.  
    • Джон Хик выделяет три основные категории теодицеи: свободная воля, душа и процесс.  
  • Крестообразная теодицея

    • Крестообразная теодицея не является полной теодицеей.  
    • Бог не является далеким божеством, а идентифицирует себя с страданием мира.  
    • Инкарнация Христа трансформирует страдание.  
  • Страдание животных

    • Кристофер Саутгейт разработал эволюционную теодицею.  
    • Зло является следствием существования добра.  
    • Эволюция неизбежна и включает страдание.  
  • Критика

    • Уэсли Уайлдман критикует Саутгейта за противоречие с моральными принципами.  
    • Томас Ф. Трейси ставит под сомнение цель эволюции.  
    • Джон Полкинхорне утверждает, что случайность не отрицает цели Бога.  
  • Эволюция и свобода воли

    • Бог не является явным дизайнером эволюции.  
    • Свобода воли связана с гибкостью, созданной случайностью в квантовом мире.  
    • Свобода воли необходима для эволюции, но также приводит к страданиям и смерти.  
  • Другие ответы на зло

    • Зло может быть результатом падения человека.  
    • Силы природы не являются ни добром, ни злом, а просто действуют.  
    • Зло может быть результатом естественных законов.  
    • Зло может быть механизмом наказания за моральные грехи.  
  • Защита свободной воли

    • Проблема зла объясняется как следствие свободной воли.  
    • Свободная воля делает возможным как добро, так и зло.  
    • Бог не может предотвратить зло, не лишая людей свободы воли.  
  • Аргумент Плантинга

    • Бог мог создать мир без зла, но не сделал этого из-за «трансмировой развращенности».  
    • Трансмировая развращенность означает, что люди всегда делают хотя бы один плохой выбор.  
    • Бог не мог создать мир без зла, так как это противоречило бы свободе воли.  
  • Критика защиты свободной воли

    • Большинство философов принимают защиту Плантинга.  
    • Некоторые философы, такие как Оппи, сомневаются в её полной победе над логическими аргументами.  
    • Критики указывают на несоответствие между ценностью свободной воли и степенью зла в мире.  
  • Проблема свободы воли и зла

    • Свобода воли не может объяснить все случаи зла.  
    • Бог мог бы ограничить зло, не нарушая свободу воли.  
    • Критики утверждают, что это не уменьшит зло, а лишь изменит его форму.  
  • Естественное зло

    • Естественное зло не связано с свободной волей.  
    • Бог не должен терпеть естественное зло, если он терпит зло, связанное с свободной волей.  
    • Некоторые предлагают объяснение естественного зла через сверхъестественные силы.  
  • Процесс теодицея

    • Бог ограничен свободой воли людей.  
    • Бог не может принуждать, но может влиять на людей.  
    • Бог присутствует в настоящем и помогает преодолевать зло.  
  • Критика процесса теодицеи

    • Процесс теодицея создает дихотомию между убеждением и принуждением.  
    • Процесс теодицея не решает все вопросы о проблеме зла.  
    • Процесс теодицея поднимает новые вопросы о природе божественной силы и доброте.  
  • «Большее благо» ответы

    • Бог не может предотвратить все зло, так как есть блага, которые он не может реализовать без зла.  
    • Бог может иметь скрытые причины для зла, которые мы не можем понять.  
  • Критика «большего блага» ответов

    • Скрытые причины могут быть как объяснением, так и оправданием зла.  
    • Скрытые причины могут привести к противоречиям и не могут быть доказаны.  
  • Защита «скрытых причин»

    • Подвариант «скрытых причин» называется «PHOG» (profoundly hidden outweighing goods).  
    • PHOG не объясняет, почему животные и другие живые существа страдают от зла.  
  • Душа-делающая теодицея

    • Названа в честь Иринея, греческого теолога II века.  
    • Иринеева теодицея утверждает, что люди должны стремиться к совершенству, а не быть созданными совершенными.  
    • Бог скрыт, чтобы не нарушать свободу воли, и зло помогает в этом процессе.  
    • Завершение процесса приводит к «добру такой ценности», что оправдывает средства.  
  • Критика душа-делающей теодицеи

    • Многие зла не способствуют духовному росту, а могут быть разрушительными.  
    • Нейрофизиологи утверждают, что мозг пластичен и может меняться под воздействием сильных стимулов.  
    • Страдания могут быть временными и часто справедливыми, но не всегда.  
    • Богатство может защищать от зла, что противоречит христианской теологии.  
    • Виртуозность может быть достигнута без зла, что ставит под сомнение необходимость зла.  
  • Послежизненная теодицея

    • Томас Аквинский предложил послежизненную теодицею для объяснения зла.  
    • Послежизнь бесконечна, и Бог допускает зло для суда и вечного блаженства или мучений.  
    • Стивен Майтцен критикует эту теодицею за смешение компенсации и оправдания.  
    • Сейид Джабер Мусавирад защищает эту теодицею, утверждая, что компенсация может быть оправдана.  
  • Отрицание зла

    • Во II веке христианские теологи пытались объяснить зло, отрицая его существование.  
    • Клемент Александрийский предложил «теорию причастия зла», которая была принята.  
    • Христианская наука утверждает, что восприятие зла является иллюзией.  
  • Теория privation зла

    • Зло описывается как форма «недостатка, потери или лишения».  
    • Клемент Александрийский утверждал, что Бог не мог создать зло, если бы оно существовало.  
    • Зло существует как отсутствие добра.  
  • Критика теории privation

    • Теория не объясняет страдания в мире.  
    • Августин критиковал теорию за неспособность объяснить зло.  
    • Теория не решает проблему зла с теоретической или эмпирической точки зрения.  
  • Альтернативные версии теории privation

    • Христианская наука утверждает, что зло иллюзорно.  
    • Аргумент иллюзии критикуется за отрицание реальности зла.  
  • Другие подходы к проблеме зла

    • Пандеизм утверждает, что Бог стал вселенной и не может вмешиваться.  
    • Пандеизм не решает проблему зла, но меняет её.  
  • Связанные вопросы

    • Зло и демонические силы.  
    • Политика теодицеи.  
    • Ужасающее зло и надежда на восстановление.  
    • Суждение Бога и скрытность Бога.  
    • Метафизическое зло и его сущность.  
  • Экзистенциальная проблема зла

    • Страдание создает внутренние вопросы о Боге.  
    • Литература и искусство предлагают различные подходы к проблеме зла.  
  • Дополнительные ресурсы

    • Стандартная антология по проблеме зла.  
    • Классические работы по проблеме зла.  
  • Экономическая основа проблемы зла

    • Статья в Harvard Theological Review, 1(1), pp. 97–111  
    • Автор: Fyodor Dostoyevsky  
  • «Братья Карамазовы»

    • Главы «Восстание» и «Великий инквизитор»  
  • The Evidential Problem of Evil

    • Сборник эссе на английском языке  
    • Включает работы основных игроков по теме  
    • Редактор: Daniel Howard-Snyder  
  • Диалоги о естественной религии

    • Части X и XI, под редакцией Richard Pokin  
    • Автор: David Hume  
  • Theodicy

    • Автор: Gottfried Leibniz  
    • Перевод: Paul Schrecker и Anne Martin Schrecker  
  • Theodicy in Islamic Thought

    • Автор: Eric Ormsby  
    • Издательство: Princeton University Press  
  • The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism

    • Автор: William L. Rowe  
    • Сборник: The Problem of Evil, под редакцией Marilyn McCord Adams и Robert M. Adams  
  • The Courtier and the Heretic

    • Автор: Matthew Stewart  
    • Издательство: W.W. Norton  
  • The Problem of Evil

    • Автор: Peter Van Inwagen  
    • Издательство: Oxford University Press  
  • Candide

    • Автор: Voltaire  
    • Ответ Вольтера на доктрину Лейбница о лучшем возможном мире  
  • Внешние ссылки

    • Project Gutenberg: Leibniz, Theodicy (английский перевод)  
    • Faith in the Face of Evil, Appendix VI of Kant’s Critical Religion, by Stephen Palmquist  
  • Encyclopedias

    • Evil – The Catholic Encyclopedia  

Полный текст статьи:

Проблема зла

Оставьте комментарий

Прокрутить вверх