Оглавление
- 1 Августиновская теодицея
- 1.1 Августиновская теодицея
- 1.2 Основные идеи
- 1.3 Влияние и критика
- 1.4 Современные интерпретации
- 1.5 Августин о зле
- 1.6 Фома Аквинский о зле
- 1.7 Джон Кальвин о зле
- 1.8 Питер ван Инваген о зле
- 1.9 Критика теодицеи Августина
- 1.10 Теодицея Августина и иринейская теодицея
- 1.11 Теология процесса
- 1.12 Элвин Плантинга и защита свободы воли
- 1.13 Совместимость с эволюцией
- 1.14 Полный текст статьи:
- 2 Августинианская теодицея
Августиновская теодицея
-
Августиновская теодицея
- Разработана Августином из Гиппона в IV-V веках
- Объясняет существование зла в мире
- Бог не несет ответственности за зло, оно вызвано первородным грехом
-
Основные идеи
- Бог создал мир из ничего, но не создавал зла
- Зло — это искажение добра, вызванное злоупотреблением свободой воли
- Бог остается совершенным и не несет ответственности за зло
-
Влияние и критика
- Фома Аквинский и Жан Кальвин развили идеи Августина
- Фортунат и Франческо Антонио Заккариа критиковали теодицею
- Элвин Плантинга адаптировал теодицею для решения логической проблемы зла
-
Современные интерпретации
- Джон Хик классифицировал теодицеи как “августиновские”
- Теодицея процесса утверждает, что Бог не всемогущ и не несет ответственности за зло
- Плантинга предложил “защиту свободы воли” для решения логической проблемы зла
-
Августин о зле
- Зло не может существовать внутри Бога и является побочным продуктом Божьего творчества.
- Зло — это лишение добра и искажение природы.
- Зло возникает из-за злого использования свободы воли, начиная с Адама и Евы.
- Августин верил, что все человечество унаследовало грех Адама и его справедливое наказание.
- Физический ад существует, но наказание вторично по отношению к разлучению с Богом.
-
Фома Аквинский о зле
- Фома Аквинский предложил форму августиновской теодицеи.
- Зло — это недостаток добра, объясняемый свободной волей.
- Добро является причиной зла, но только по вине того, кто его совершает.
- Бог не рассматривается как причина зла, так как зло возникает из-за недостатка в действующем лице.
-
Джон Кальвин о зле
- Кальвин признавал, что Бог несет ответственность за зло и страдания.
- Грех является результатом грехопадения человека.
- Человечество предопределено, разделено на избранных и отверженных.
-
Питер ван Инваген о зле
- Ван Инваген утверждает, что для осуществления Божьего плана не существует произвольного количества зла.
- Бог выбрал для мира произвольное количество зла, соответствующее его целям.
- Ван Инваген отмечает, что его ответ открыт для молинистов.
-
Критика теодицеи Августина
- Фортунат критиковал теодицею Августина, утверждая, что Бог причастен к человеческому греху.
- Буддизм предлагает дуализм, где добро и зло имеют равную ценность.
- Франческо Антонио Заккария критиковал Августина за различие между злом и страданием.
- Джон Хик критиковал августиновскую теодицею, поддерживая взгляды Фридриха Шлейермахера.
-
Теодицея Августина и иринейская теодицея
- Августиновская теодицея оправдывает исторические проявления зла.
- Иринейская теодицея оправдывает Бога вечно.
- Хик критиковал Августина за непоследовательность и противоречивость.
- Иринейская теодицея утверждает, что Бог ответственен за зло, но оправдан пользой для человечества.
-
Теология процесса
- Дэвид Рэй Гриффин критиковал веру Августина в свободу воли.
- Гриффин утверждал, что свобода воли несовместима с божественным всеведением и всемогуществом.
- Теология процесса утверждает, что Бог не всемогущ и не может навязать свою волю.
-
Элвин Плантинга и защита свободы воли
- Плантинга представил версию защиты свободы воли.
- Он утверждал, что существование всемогущего Бога и зла не противоречат друг другу.
- Плантинга предложил “возможное положение дел”, которое делает существование Бога и зла непротиворечивым.
-
Совместимость с эволюцией
- Джон Хик критиковал теорию Августина за несовместимость с эволюцией.
- Нэнси Мерфи и Джордж Ф. R. Эллис также утверждали, что идея Августина требует биологического объяснения.
- Арвинд Шарма утверждал, что природное зло не может быть результатом морального зла.
- Рейнхольд Нибур переосмыслил теодицею Августина в свете эволюционной науки.
- Нибур утверждал, что грех неизбежен, но ненужен, что позволяет избежать критики с научных позиций.